Кормильцев олицетворял тот редкий тип человека, который находится в постоянном поиске и в постоянном движении. Перефразируя слова ещё одного небезызвестного участника советского рок-подполья, Кормильцеву «не нравилось то, что здесь было, и не нравилось то, что здесь есть». И этот принцип не имел никакого отношения к «летовскому»: «я всегда буду против». Кормильцев своим творчеством, своей жизненной позицией призывал пребывать в постоянном духовном напряжении и развитии, в вечном движении к истине.
В его поэзии можно обнаружить недовольство духовным запустением позднесоветского периода: «здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц». «Мы выросли и возмужали при Брежневе. С его птенцами нам и приходилось иметь дело. Именно о них были наши ранние песни – о комсомольских цыплятах с оловянными глазками, веривших только в джинсы и загранкомандировки. О бездуховности и смерти веры. О войне против будущего во имя животных радостей настоящего – потных лобков млеющих комсомольских подруг в обкомовской бане», – писал Кормильцев в одной из своих статей, посвящённых русскому року. Постсоветская реальность, причём в глобальном масштабе, тоже не могла ему понравиться. «Я долго размышлял об этом, и Творец Миров открыл мне тайну: наш враг психически ненормален, Всемирный СССР стонет под гнетом организованных банд психически больных субъектов, страдающих тяжелыми формами параноидального и гипоманиакального расстройства, сопровождающихся целым букетом маний, галлюцинозов и аберраций восприятия действительности, в результате которых больные воображают себя главами, руководителями и членами правительств и администраций, иерархами т.н. «церквей», собственниками принадлежащих нам земель, недр, строений и средств производства, работниками т.н. «силовых» структур и т.п. Страдающие от мании величия психооккупанты воображают, что обладают правом судить, задерживать, лишать собственности, свободы и жизни граждан Всемирного СССР, вмешиваться в их личную жизнь, в их привычки и обычаи, собирать о них информацию и даже – о вершина наглости! – подвергать их психиатрическому лечению», – писал он в своем блоге. Этого человека трудно представить примкнувшим к какой-либо политической группе – слишком много свободомыслия, независимости и принципиальности было в его уникальном мировосприятии.
Он объясняет свою позицию и задачу издательства «Ультра. Культура» в «Манифесте постгуманизма»: «Предоставляя слово всем тем, кого хозяева современного дискурса хотели бы исключить из своей игры в бисер, мы ценим в них не столько их идеи, которые зачастую сами принадлежат прошлому, сколько энергию прорыва, метафизический потенциал восстания, являющийся единственным двигателем эволюции. Ибо только за закрытыми дверями есть шанс отыскать выход – все открытые ведут в тупик».
Было бы неправильно утверждать, что он видел смысл в движении, сопровождающемся постоянной борьбой конфликтующих точек зрения. На страницах его блога есть интересные публикации, именуемые «декретами», где Кормильцев упоминает о «Нашей Родине – Всемирном СССР», но это идеальное мировое общество он не облекает в чёткие политические, социальные или же идеологические формы. Скорее, речь идёт о некой «платонической» стране.
Кормильцев не ограничивается описанием одной сферы человеческой жизни. Он отвергает обывательское отношение к миру не только в плоскости общественных отношений, но и в пространстве личных переживаний. Его любовная лирика лишена пафоса, неискренних преувеличений, и сентиментальности, как нет в ней, нередко свойственных рок-поэзии, нарочитой небрежности и упрощения любовных чувств. Его переживания противоположны потребительскому отношению к любви. Его лирический герой готов пожертововать собой ради любимого человека, здесь нет места «выгодному взаимообмену» и партнёрству отношений в их обывательском понимании. У Кормильцева любимый человек – это вселенная, ради которой при необходимости несложно и умереть. Любовь – это полное самоотречение, а не желание преумножить личный комфорт.
Кормильцеву-поэту небезынтересны и теологические темы. Но в них нет места зашоренности, он даёт полную свободу мысли в поиске бога, переосмысливает религию, переживает её. Тема религии, судя по поэзии и публицистическим текстам, постоянно увлекает его. Даже в его «Декрете об оружии» присутствует некий «Творец Миров».
Уже в третий раз в честь дня рождения Ильи Кормильцева (он родился 26 сентября) его друзьями проводится фестиваль «Иллюминатор». Вот что говорит об этом один из организаторов – лидер группы «Томас» Александр Самойленко: «Творческий тандем, который, хоть был и не слишком длительным, успел связать нас. Это и совместные работы над саундтреком к сериалу «Тайный знак», какие-то песни написанные на его стихи… Ну а идея проведения этого фестиваля появилась после того, как я узнал в интернете, что группа студентов проявляет инициативу и собирается организовать в доме купца Носова вечер памяти Кормильцева. Я списался с этими молодыми людьми, предложив им на День Рождения Ильи 26 сентября собираться в этом особняке и устраивать вечера памяти. И в 2010 году было положено начало этой традиции. Мы стали собираться здесь, приглашать музыкантов, поэтов. Но постепенно решили этот вечер памяти трансформировать в фестиваль и придумали ему название «Иллюминатор». Я думаю, Илье бы это понравилось. Название перекликается с серией книг зарубежной литературы «Иллюминтор». Илья был переводчиком этой серии, а уже впоследствии у него возникло издательство «Ультра. Культура». «Иллюминатор» символизирует просто взгляд, видение. Мне кажется, это связано жизненной позицией и философией Ильи Кормильцева. Он был наблюдателем, исследователем. Он всей своей жизнью показал, что существует множество точек зрения на одни и те же проблемы. Он стремился расширить и показать полный спектр различных выражений нашей жизни».
В этом году фестиваль открывали музыканты завсегдатаи протестных акций – группа ИБВЖ. Последующее выступление стильных постпанков из группы «Фрагмент», создавало весьма постмодернистскую картину: жёсткая музыка, агрессивные тексты и кожаные косухи в утончённых интерьерах начала прошлого века.
Программу фестиваля продолжил поэт и фронтмен группы AksBand Вениамин Борисов, аудиторию которого составляет скорее модная городская молодёжь, весьма далёкая от андеграундной среды. В числе вступавших была и яркая самобытная группа «Аркадий Коц», репертуар которой так или иначе связан с политикой. Для их выступлений бульвары и площади подходят намного больше, нежели камерные залы и клубные площадки. Некогда сотрудники правопорядка своеобразно помогли этим музыкантам: они просто задержали их на очередной акции протеста. В результате появился крайне аутентичный клип, в котором нет места никакому позёрству и подделке – это записанное кем-то из арестованных видео в автозаке, когда музыканты «Аркадия Коца» символично исполнили, дабы скоротать время, одну из своих песен – «Стены рухнут».
Любопытным было и выступление группы «Аутсайдер» – типичные для русского рока темы и лирика сопровождались неожиданными музыкальными аранжировками, в которых присутствовали интересные электронные эксперименты.
Всех развеселила группа LAMбопс. Лидер коллектива был чрезвычайно обаятелен, артистичен и напоминал хитрого проходимца из добрых советских сказок. Он зарядил камерный зал дома купца Носова разбитным драйвом. Группа «Андромеда» своей вполне традиционной для русского рока лирикой напомнила об истоках отечественного «неформата».
В заключение отыграли свою программу организаторы и идейные вдохновители фестиваля – Группа «Томас» и Вис Виталис. Лидер «Томаса» обладает именно той харизмой, которую хочется назвать рок-н-ролльной. От него исходит внутренняя сила и свобода, приукрашенная обаятельной раскованностью поведения, хрипотцой в голосе и лёгкой небрежностью образа. Он очень похож на своего «командора», который только что уверенно сошёл с трапа корабля, его длинные волосы слегка растрепал солёный морской ветер, а в глазах отражаются воспоминания о пережитых приключениях и удивительных странствиях.
Вис Виталис на фестивале удивил своей новой – «танцевальной» – программой. Этот музыкант знаменит своими политическими текстами и левыми убеждениями. Программа была отыграна во второй раз, первый концерт состоялся незадолго до фестиваля «Иллюминатор» на дне рождения культового книжного магазина «Фаланстер». Вис Виталис – очень яркий музыкант, способный трансофрмировать своё творчество и преображаться, не изменяя себе – в очередной раз доказал, что ему пока что не угрожает творческая стагнация. Он сказал, что устал от рэпа (заявив даже, что никогда не считал себя рэппером) и от рока, поэтому решил придать своему творческому самовыражению новую форму. После концерта Вис Виталис – не только участник, но тоже один из организаторов фестиваля – рассказал мне, почему личность Кормильцева так значительна, а его творчество востребовано самыми разными людьми:
«Окружающий мир поражает всех конформизмом. Это – типичный дарвинизм: выживают те, кто наиболее конформен, кто умеет приспосабливаться. Тех, кто этого не умеет, в общем-то, сама природа «отчисляет». На всём этом фоне человеку, у которого есть определённый энергетический заряд в душе, эта конформность неинтересна: все одинаковы, предсказуемы. Вначале люди могут чем-то удивить, но потом сюрпризы исчезают. Поэтому любому ищущему человеку становятся интересны люди не конформистского плана и толка – фрики, городские сумасшедшие – всевозможные маргиналы или же просто те, кто имеет что-то за душой, имеет какой-то талант, волю к действию, способность плыть против течения, грубо говоря. Илья среди моих знакомых был одним из наиболее нонконформистски настроенных людей. Он мог бы легко и быстро вписаться практически в любую систему (и даже где-то частично вписывался), но, вписываясь в существующую систему, он пытался либо её видоизменить, либо вбросить в неё что-то своё. Допустим, когда его пригласила «Иностранка» делать серию «Иллюминатор», он туда рекомендовал и протаскивал самых острых, самых неожиданных, самых ядрёных и безумных авторов. И все, что он делал, было, в первую очередь, ориентировано на распространение нонконформистского влияния вокруг себя. Он распространял на максимальное количество мозгов нетривиальную аналитическую подачу. Почему он это делал? Потому что человек как вид зашёл в тупик. Это все понимают прекрасно. Про современность можно сказать, что мы в тупике. Какое-то время этот тупик будет нас обогревать и убаюкивать, но потом что-то должно произойти. Любая стагнация – это смерть, любое движение – это жизнь. Конформизм помог выжить человечеству, но загнал его в тупик. Поэтому выход есть только один – отбросить то, что ты знаешь, и двигаться в том направлении, которое тебе неведомо. Именно этим и занимался Илья. Это была его жизненная миссия, которой он был верен до последних минут. Это был человек, который пытался максимальное количество иголок воткнуть в максимальное количество задниц».
На фестивале присутствовал друг Ильи Кормильцева – известный дизайнер и литератор Александр Коротич. Он рассказал, как они впервые «не познакомились и не попрощались с Ильёй», когда тот пришёл к нему за пластинкой, поведал о екатеринбургском периоде жизни Кормильцева, его сотрудничества с «Урфин Джюсом» и «Наутилусом Помпилиусом». Коротич поделился своими размышлениями о творчестве Кормильцева. Он считает, что своеобразие поэзии Ильи состоит в том, что «с самого начала в его творческом методе и почерке происходило взаимное уничтожение пафоса и иронии», заметное ещё по работам с группой «Урфин Джюс».
Стоит отметить, что люди, неравнодушные к личности Ильи Кормильцева, совершенно не похожи друг на друга, более того, каждый из них знает «своего» Кормильцева. Красивая «тургеневская» девушка Даша на мой вопрос о её отношении к фестивалю ответила: «Для меня творчество Ильи Кормильцева, прежде всего, связано с группой «Наутилус Помпилиус». Я в основном знакома с ним именно через тексты песен этой группы. Мне очень дороги эти песни и я очень часто обращалась к творчеству группы. Я, наверное, не так много знаю о Кормильцеве. Но благодаря этому фестивалю, много нового открывается мне об этом незаурядном человеке. Я очень рада происходящему. Мне нравится обстановка, мне нравятся эти люди… Я всё больше убеждаюсь, что Кормильцев был действительно гениальным человеком. У него такие потрясающие стихи, такая глубокая философия!».
Для Андрея – добродушного мужчины средних лет, пришедшего на фестиваль, имя Кормильцева связано, прежде всего, с эпохой перемен: «В начале 90-х это было вообще что-то новое. Деятельность людей подобных Кормильцеву провоцировала общественные изменения. Впервые он громко заявил о себе, когда начал писать тексты для группы «Урфин Джюс». Это была одна из наиболее ярких групп Екатеринбурга».
Молодой интеллектуал Станислав сказал: «Я довольно поздно узнал, что Илья Кормильцев сочинил большинство текстов для группы Наутилус Помпилиус. И не скажу, что эта группа понравилась мне сразу. Скорее это произошло в более зрелом возрасте. Кормильцева я ценю больше за то, что он сделал как редактор издательства «Ультра. Культура». Он как переводчик и идеолог сделал очень многое для того, чтобы в России появились интересные и разнообразные книги, которые нередко пытались запретить. Мне кажется, что личность Ильи очень важна как пример свободного человека, не просто внутренне свободного, но ещё и не боящегося жить в соответствии с внутренними убеждениями. Этой свободы так не хватает нашему обществу сегодня! Это свободное пространство в последнее время очень сжимается».
Кристина Мельникова