Мировой экономический кризис вновь наступает на Россию. Ухудшение ситуации в Европе создает предпосылки для роста проблем в стране и развития политического кризиса. Перед российскими левыми стоит вопрос о выработке программы минимум, причем не абстрактно-популистской, а реально осуществимой – способной работать. Для похода в массы необходим серьезный документ. Из чего должна строиться такая программа, одновременно являющаяся антикризисной?
В условиях глобального кризиса демократизация России становится важнейшим инструментом проведения преобразований в интересах трудящихся. В противовес либеральному пониманию демократии как набору процедур, отводящих массам роль время от времени голосующих обывателей, левыми должна выдвигаться идея социальной демократии. Социальная республика обязана, с одной стороны, ставить под конституционный запрет неолиберальную политику, а с другой – открывать возможности для большего участия народных масс в управлении. Должны сделаться нормой отзыв депутатов всех уровней и выборность всех руководящих лиц.
Национализация земли, сырьевого сектора экономики, крупнейших банков – это лишь первые пункты экономической программы левых. Не менее важным является разработка плана, в рамках которого такая более социализированная экономика могла бы функционировать и развиваться. Кризис остро ставит вопрос о спросе. Государство обязано взращивать, расширять и развивать свой рынок. Необходимо стимулировать внутренний спрос и продвигать вперед границу единой экономики, добиваясь быстрой и глубокой интеграции с соседними странами. Однако выстраивание единого крупного рынка с жесткой протекционистской политикой будет эффективным лишь, если государственная политика нацелится на поддержание потребления.
Поощрение внутреннего спроса должно строиться на социальных программах, стимулировании занятости, государственном жилищном строительстве и различных экономических проектах. Например, в области образования не существует лимита на увеличение штата учителей при сокращении размеров классов и сокращении нагрузки на каждого преподавателя. Улучшить ситуацию с занятостью поможет сокращение рабочей недели до 30 часов. Увеличение свободного времени создаст условия для отдыха и развития людей. Получат развитие подавлявшиеся раннее потребности, что окажется благом для экономики и общества.
Требование расширения трудовой и социальной политики расходится с планами оппозиционных либералов, отличающихся от правительственных слабо. Для левых же эти направления чрезвычайно важны, поскольку не элитарным, а массовым должны быть образование, медицина и отдых. Прогресс науки и образования необходим для общества отказывающегося вечно затягивать пояса ради сохранения прибыли корпораций. Высокие трудовые стандарты в стране не должны при этом делать экономику менее защищенной. Худшие условия труда в других государствах должны рассматриваться как предпосылка товарного демпинга. Ввозные пошлины необходимо варьировать в зависимости от трудовых стандартов страны-импортера. Низкая оплата труда, большая продолжительность рабочей недели, короткие отпуска и редкие выходные необходимо рассматривать как основание для самого высокого тарифа, защищающего национального производителя от демпинга.
Государственное регулирование в экономике является рычагом запуска и направления роста. Но регулирование должно носить общеэкономический характер, включая тарифы, наценки и кредитные ставки. Последние должны быть строго ограничены и не превышать 6-7% годовых. Монетарное регулирование необходимо сделать прозрачным, добившись твердых денег. Недопустимо, что Центральный банк всегда может обвалить национальную валюту, если цены на сырьевые товары идут вниз, тем самым, обесценивая накопления и заработную плату миллионов людей. Сама денежная эмиссия должна перестать служить субсидированию частных банков и сырьевых монополий, превратившись в источник пополнения бюджета.
Налоги являются чрезвычайно важной составной частью программы курса экономической политики, отвечающей потребностям рабочих. Необходимо отказаться от косвенного обложения потребительских товаров. Место популистского налога на роскошь должно занять прогрессивное налогообложение. Высокие прибыли и доходы должны облагаться крупными налогами, а заработная плата до определенного «элитарного» уровня не должна облагаться вообще. Система налогового перераспределения материальных благ, наряду с доходами от работы государственных предприятий, денежной эмиссией (в минимальном объеме) должна обеспечивать средства для социальных программ.
Российский рынок труда фрагментирован паспортно-регистрационным режимом. Порядок этот, именуемый в народе системой прописки, нужно полностью отменить. Свобода передвижения и проживания должна стать реальной. Это поможет экономическому развитию, выравниванию его по темпам, а также выравниваю доходов населения по стране.
Может показаться, что изложенные положения отвечают во многом принципам кейнсианского регулирования экономики. Однако несмотря на близость инструментов, кейнсианство как модель работало с помощью внешних ресурсов – богатств стран периферии. В условиях паралича неолиберального капитализма для преодоления кризиса и дальнейшего (возобновленного) роста экономики нужны внутренние ресурсы для кейнсианской политики. Она, по сути, должна стать качественно новой, основанной на сокращении частной и рыночной сферы. И, это будет уже не кейнсианство, а совершенно новая модель регулирования.
Описанный курс не только улучшит положение трудящихся и обеспечит общественный прогресс, но и временно стабилизирует капитализм. Он, правда, значительно изменится, не утратив при этом монополистических черт. На месте национализированных могут быстро сложиться новые частные монополии, не исчезнет и классовая борьба. Но если сейчас складываются условия для демократической революции, то задача левых добиться максимума возможных прогрессивных изменений в этих рамках. Это и будет отвечать минимальным программным задачам.