Пришел ко мне как-то в гости знакомый Андрей и рассказал отвратительную историю: обман честного работника нечистоплотным работодателем в самом что ни на есть мерзком виде. Однако поразило не столько это, сколько сам факт того, что попытки обманутого работника защитить свой интерес были пресечены максимально жестким способом. Причем подобные случаи происходят сплошь и рядом…
Циничное разводилово
Андрей по образованию авиаконструктор. Естественно, в современной Латвии с такой специальностью будешь хвататься за любую предлагаемую работу. Андрей нашел себя в строительстве, точнее, в частном шабашничестве. Сейчас многие вынуждены так пробавляться. Одно время заказов было выше крыши, настал кризис – пришлось прокалывать лишние дырки на поддерживающем штаны ремне. Но даже пребывая в стесненных условиях, даугавпилчанин не желал браться за заказ некоего Мечислава из Риги, с которым его свели знакомые. "Он сразу произвел на меня неприятное впечатление: грубый, циничный и хитрый, – рассказывает Андрей. – Вроде как предчуствие меня одолевало, что с этим человеком не стоит связываться. Отказал ему раз, другой, а он все продолжал названивать: как строитель ты меня очень устраиваешь, если оборудуешь мне квартиру – заплачу хорошие деньги. Ну что ж, думаю, хорошие заказы на дороге не валяются, особенно по нынешним временам. Взял напарником знакомого паренька, и поехали мы с ним в Ригу". После того, как напарники прибыли в столицу, Мечислав сразу же ознакомил их с фронтом работ: предстояло «с нуля» оборудовать для жилья двухкомнатную квартиру. Договорились и о сроках, и об оплате. Причем сразу оговорили, что последние 500 латов из причитающейся строителям суммы будут выплачены сразу после окончания работы. Работники старательно взялись за дело."В процессе труда периодически возникали споры с заказчиком, – продолжает строитель, – поскольку он отказывался идти навстречу даже в мелочах. Да и нередко норовил нас «впрячь» в лишние расходы, когда необходимые материалы приходилось приобретать за свой же счет: «Потом отдам!» Обращался на редкость грубо – мол, ваше дело, быдло, молча работать: «одел робу и не выпендривайся!» Ну ладно, в жизни всякое приходилось видеть, стиснув зубы, трудимся… Через два с половиной месяца все закончили. Сделали квартиру очень качественно".
Унитаз как причина ареста
Настал момент окончательной расплаты. И тут разъезжающий на «Лексусе» совладелец крупной фирмы Мечислав начал всячески уворачиваться от выплаты денег. Сразу, как было договорено, он их не отдал, да еще нахамил: «Чего это вы меня тут грузите? Я же сказал – будут деньги! Попозже. Мне сейчас только для того, чтоб масло в «Лексусе» поменять, двести латов надо выложить!» Когда несколько попыток договориться по телефону не увенчались успехом, Андрей начал звонить знакомым, которые, собственно, и «сосватали» ему наглого рижанина. Те разводили руками… Потом от Мечислава поступило предложение: пусть строители возвращаются в родной Даугавпилс, а он потом и привезет туда деньги. Даугавпилчане, заподозрив надвигающийся «кидок», отказались. Нарисовался компромиссный вариант: Мечислав отдает деньги жене Андрея в Даугавпилсе, после чего строители выезжают домой. Он тоже не сработал. Наконец перезвонил один из посредников: «Я еду в Ригу, по дороге встречаюсь с Мечиславом, он отдает мне деньги, я передаю их нам». И действительно, через несколько часов напряженного ожидания строители увидели, как подъезжает машина этого человека. Но вспыхнувшая было радость тут же угасла, когда вместо ожидаемых 500 латов посредник вручил лишь 300: «Сколько он мне дал, столько и отдаю!» Как проучить обманщика? Андрей с напарником вывинтили из сделанной ими квартиры унитаз, пару батарей отопления, забрали ключи и выехали в родной город. Мечислава поставили в известность: как только он отдаст то, что должен, изъятое оборудование тут же к нему вернется. Но вместо должника к Андрею приехали полицейские…
"Запихнули меня в холодную клетку и повезли в Ригу. Там посадили в СИЗО, потом отвели к следователю. А он шьет статью за кражу с проникновением. Я в шоке: «Какое проникновение? Мы же там работали! Вот доказательные фотографии в моем мобильнике, вот и эсэмески Мечислава! Унитаз и батареи мы взяли в качестве залога!» «А вы что, банк, чтоб брать залог?! Даже если это дело заведомо безвыигрышное, надо было идти в полицию!» А какой смысл был нам идти в полицию, если письменного договора мы с Мечиславом не заключали, как всегда и происходит в подобных случаях?! Ни один заказчик не желает заключать договор, а у шабашника заведомо ведь нет выбора! Да нам и не нужна была судебная волокита, нам бы – свое получить! В общем, возбудили дело, начали следствие, поставили на подписку о невыеде. Батареи я давно уж вернул, но надежды на получение денег – никакой…"
Как быть?
В очень похожей ситуации оказалась Инесса, работавшая в фирме одного из даугавпилсских предпринимателей, более того – депутата гордумы. Тот задолжал женщине (как и прочим работникам своего коллектива) зарплату за несколько месяцев. Но у Инессы было особенно тяжкое материальное положение, плюс к тому к началу сентября нужно было отправлять сына на учебу в Ригу. Многочисленные просьбы о выплате причитающегося по закону ее боссом были отвергнуты: мол, потом, когда появятся деньги… Доведенная до отчаяния женщина наведалась в офис и прихватила оттуда… видеокамеру. Дала понять хозяину, что взяла ее в качестве залога, вплоть до выплаты зарплаты. Тот сначала стал угрожать, потом выказал наружное сочувствие: пообещал расплатиться. Однако тут же наслал на женщину полицейских, которые отвезли ее в участок и запугали до полусмерти, доведя до нервного срыва. Камеру она, конечно, тут же вернула… Правда, справедливости ради нужно сказать, что вскоре босс, видимо резко поправив свои финансовые дела, зарплату женщине выплатил. А через несколько месяцев его самого застрелили на улице средь бела дня. Говорят, что-то не поделил со своими политическими союзниками или партнерами по бизнесу…
Вообще, в Латвии случаи «кидалова» со стороны работодателей встречаются часто. Сейчас уже, задним числом, понятно, что Андрею при переговорах с заказчиком нужно было заранее положить в карман включенный диктофон. Наличие диктофонной записи могло бы послужить достаточным доказательством того, что отношения «работодатель-работник», устный договор между ними действительно имели место. Можно было бы доказать, что работодатель остался должником перед работником. И тогда изъятие этих батарей и унитаза не выглядело бы хищением или самоуправством, а предстало бы формой самозащиты своих интересов. Инессе же, которая была устроена официально, нужно было обратиться в суд с иском о взыскании заработной платы и подать жалобу в Трудовую инспекцию. Правда, тут есть один нюанс – многое зависит от отношений конкретного работодателя с Трудовой инспекцией. Самые дальновидные из предпринимателей, как правило, заранее стремятся наладить видимость хороших отношений с инспекцией, оформляют все необходимые документы, с готовностью соглашаются на проверки. Но когда доверительные отношения установлены, за ними могут последовать консультации бизнемена у представителей инспекции в случае возникновения трудовых споров с работниками: как проще и с наименьшими затратами вывернуться? В подобных случаях работник вряд ли может рассчитывать на действенную помощь…