Латиноамериканский сериал «Замена мэра Москвы» все-таки закончился. Большинство зрителей радуется хеппи-энду и утирает слезы умиления. Скептики с мазохистской радостью потирают руки: «Сказка о принце на белом коне кончилась, теперь настанут серые будни». Профессиональные критики вновь говорят о «прогнозах» и «трендах».
«Москва еще вздрогнет»
Впрочем, обрадованных зрителей пока больше. Организаторы «Стратегии-31» чуть было не получили возможность провести митинг на Триумфальной площади, а не в ближайшем ОВД. Правда, на радостях они вдруг заявили на участие в своей акции аж 1500 человек, а мэрия смогла согласиться лишь на митинг в 200 оппозиционеров. В итоге скандальный митинг опять не согласован с властями, что, кажется, не слишком опечалило либеральных оппозиционеров. «Архнадзор» доволен, что свернута стройка на Боровицком холме. Даже ЛГБТ-сообществу досталась порция надежды. Их представители считают, что в Собянине сухой исполнитель закона победит моралиста. А значит в 2011 году в столице пройдет первый санкционированный гей-парад. Впрочем, грозных граждан голубого и розового оттенков ориентации даже отказ нового мэра не пугает. Раз уж непотопляемого гомофоба Лужкова настигла бесславная отставка, то Собянину они в случае неисполнения их требований предрекают отправку на пенсию через пару лет. Так представители этого сообщества заявили на своей пресс-конференции, состоявшейся в день инаугурации нового мэра.
Гораздо меньшую часть москвичей обуревает меланхолия. Лужков пал, и целая эпоха закончилась. Юрия Михайловича они не очень любили, но «на войне было все так просто и понятно», а теперь воевать просто не с кем. Собянина они всерьез не воспринимают.Политолог Станислав Белковский, например, считает, что Москвой теперь будет рулить федеральное правительство, а новый мэр будет лишь техническим исполнителем. Вдобавок, в день утверждения нового главы города Москву парализовала очередная пробка. Наверное, миллионная по счету. Но суеверные граждане упрямо твердят, что все предыдущие пробки были «просто так», а вот именно эта – знак свыше. Мол, уходящий Юрий Михайлович сглазил город, и без его кепки грозит москвичам сплошной транспортный коллапс и никакой ярмарки меда.
В общем, в глазах общественности Сергей Собянин – просто добрый человек из Когалыма. От него ждут свободы собраний, толерантности в отношении геев, победы над пробками и даже появления независимой судебной системы в отдельно взятой Москве. Другая часть наблюдателей вообще ничего от него не ждет и меланхолично сочувствует: «Не быть тебе Сергей Семенович Юрием Михайловичем, не управлять нашим городом как своей вотчиной». А Сергей Семенович и сам вошел в роль «доброго человека», встречаясь с городской общественностью и обещая работу в Москве – только москвичам, льготы – инвалидам, а жителям городов-спутников – новые линии метро. К слову, еще в конце 2008 года ЗАО «Управление «Метростроя» было приобретено другим ЗАО со скучным названием «Инфраструктура». Фирма со скучным названием контролируется скучным человеком Романом Абрамовичем, которого считают давним партнером нового столичного мэра.
Как бы то ни было, все наблюдатели уже смирились с концом истории. Но один человек наверняка не смирился. Не в первый раз ему слышать о себе как о «послушном техническом исполнителе», который априори будет «менее влиятелен, чем его предшественник». Из-за Уральских гор летят в столицу сообщения о «жестком администраторе», перед которым были вынуждены отступить даже региональные бароны нефтегазоовго Севера Тюменской области. Тюменцы обещают, что «Москва еще вздрогнет», но столица ничего не слышит. Пока.
Понять Суркова
Между тем, за последний год Сергей Собянин не потерпел крупных аппаратных поражений. Таким образом, вряд ли Сергея Семеновича, подобно древнегреческому богу Гефесту, решили бесцеремонно «сбросить с Олимпа». А если так – вероятно, новому мэру могла быть предложена какая-то компенсация за возможности, которые он утратит после ухода из Правительства.
Обычно сторонники версии о подчиненной роли нового хозяина Тверской, 13 ссылаются на недавние высказывания Игоря Шувалова и Владислава Суркова. В их заявлениях часто видят желание Центра держать мэра Москвы под плотной опекой. Тем не менее, трактовать заявления высших чиновников можно по-разному.
Например, Игорь Шувалов сказал, что новый мэр должен будет «вместе с федеральными министрами» разрабатывать план развития города. Это понимают как намек: Правительство напишет план развития, а Собянин только исполнит. Но «вместе» обычно предполагает совместную работу. Так что содержание отношений Собянина с Правительством может оказаться и иным. Он получит возможность решить с федеральными министрами те вопросы, с которыми не мог разобраться его предшественник.
В заявлении Суркова мэра непосредственно коснется единственное пожелание. Это расширение состава Мосгордумы и круга представленных там партий. Однако ближайшие выборы в столичный парламент – только в 2013 году. Ведь и Сурков заявил, что в пересмотре итогов прошлых столичных выборов нет необходимости. К тому времени пройдут президентские выборы, ситуация серьезно поменяется. Да и Собянин с его опытом регионального управления наверняка возьмет под контроль столичную партийную систему.
«Варяг» никогда не сдается
Что же может потерять Собянин после ухода из Правительства? Это влияние на медиа-ресурсы. Ведь ныне он возглавляет Совет директоров «Первого канала». Обычно чиновник, уходя из Правительства на новую должность, лишается постов там, где он представлял интересы государства. Правда, теоретически это правило может быть и нарушено. Кроме того, у Москвы и так есть свой телеканал ТВЦ. По охвату аудитории он уступает «Первому». Зато хозяин Тверской, 13 не должен делить контроль над ним с другими группами влияния. То есть вряд ли этот телеканал новый мэр сочтет «непрофильным активом».
Сергея Собянин сейчас возглавляет Совет директоров ОАО «ТВЭЛ» и Наблюдательный Совет «Росатома». Но потеря этих постов, в принципе, может быть компенсирована контролем над бюджетными потоками, связанными со столицей.
С влиянием в сфере региональной политики все сложнее. Ведь в Правительстве Собянин курировал оценку работы глав регионов. Но и тут может быть найден выход. На своем месте пока остается глава Минрегиона Виктор Басаргин. Он считается близким к Собянину. Кроме того, еще в апреле 2010 года появились слухи о том, что в «Единой России» появится некий новый полномочный орган, который может возглавить как раз Сергей Семенович. В этом случае он мог бы, например, по-прежнему участвовать в консультациях по новым кандидатам в губернаторы. Ведь формально их список предлагает «Единая Россия».
В качестве мэра Москвы у Собянина появятся и новые рычаги влияния на регионы, которыми всегда активно пользовался Юрий Лужков. Через влиятельных членов московских диаспор и землячеств. Через экономические связи с регионами, заинтересованными в поставках своей продукции в столицу. Через интересы регионального бизнеса на московском рынке недвижимости.
К тому же, любая столица – это окно во внешний мир. Ее руководитель волей-неволей оказывается втянутым во внешнеполитическую деятельность. Юрий Лужков был известен громкими публичными заявлениями о ситуации в странах СНГ. Сергей Собянин до сих пор считался человеком непубличным и к внешней политике явного интереса не проявлял. Впрочем, это не значит – не проявлял совсем. Он сопровождал Владимира Путина в ряде зарубежных поездок. В сентябре этого года выступал на церемонии открытия Российско-сингапурского делового форума. И в этом, и в прошлом году участвовал в работе Форума в Ярославле. А ведь последний фактически стал площадкой для диалога с Европой. Летом прошлого года Собянин комментировал развитие российско-белорусских отношений. Так что опыт, как видим, имеется. А возможности для такого влияния у нового столичного мэра будут. И через проходящие в столице публичные международные мероприятия. И через влиятельных членов московских национальных диаспор.
Собянину в Москве пригодится опыт работы в Тюменской области. Ведь и там он, «северянин», был фактически «варягом» на Юге области. Там же ему пришлось лавировать между крупными корпорациями, имеющими свои интересы в регионе.
Не в первый раз Собянин наращивал свой аппаратный вес едва ли не с нуля. До сих пор переход федерального чиновника на региональный уровень говорил едва не о начале заката его карьеры. Но из любого правила есть исключения. Возможно, таким исключением будет и Сергей Собянин.