С прошлого мая во Франции проходит мобилизация против закона о пенсионном обеспечении. День за днем она продолжается, движение против пенсионной реформы развивается и пускает корни. Это свидетельствует о существовании мощного движения, усиленно отвергающего не только пенсионную реформу, но и антисоциальную, расистскую и авторитарную политику Саркози в целом, а также несправедливость, усиленную и обостренную кризисом, страдают ли от нее наемные работники или молодежь.
Вот почему демонстрации, несмотря на их регулярный характер, не становятся менее массовыми и даже бьют рекорды численности, к примеру, 12 и 19 октября, когда на улицы вышло 3,5 млн человек. Акции делаются все более боевыми и радикальными. Уровень мобилизации в частном секторе исключительно высок, в движение вовлекаются и молодые люди (преимущественно старшеклассники). Они понимают, что их доступ к рабочим местам и выход на пенсию без материальных потерь и ущерба для здоровья поставлены под угрозу этой реформой.
Мало-помалу ситуация меняется; многие из нас, очень многие, думают, что победа возможна, что мы можем одолеть Саркози. Уже на этой стадии мобилизации правительство проиграло битву за общественное мнение: 70% населения поддерживает мобилизацию и выступает против реформы. Сегодня большинство работников с ненадежной занятостью и молодые люди знают, что проблема пенсионного обеспечения по своему характеру ни демографическая, ни финансовая, как нас уже который месяц пытается убедить правительство.
Забастовки становятся все более привычными. С каждым новым днем забастовок и демонстраций работники множества отраслей убеждаются, что сомнения отдаляют победу над правительством.Действительно, никогда еще забастовки не обсуждались так широко во всех отраслях экономики, как в последние недели, о чем свидетельствуют результаты опросов: 61% респондентов высказываются за продолжительные забастовки. Проблема – в профсоюзной верхушке, делающей все, чтобы избежать призыва ко всеобщей забастовке, даже в условиях, когда рядовые члены профсоюзов склоняют ее к тому, чтобы продолжать бастовать. С самого начала профсоюзное единство оказывало положительное влияние, укрепляло движение в дни забастовок и демонстраций. Но сотрудничающие профсоюзы не призывают к радикальному социальному столкновению с правительством и больше не требуют отозвать сам проект закона, вместо этого предлагая новые переговоры и поправки.
Как бы то ни было, в ключевых отраслях экономики решено начинать или расширять длительные забастовки. Именно так, к примеру, обстоит дело с железными дорогами, энергетическим комплексом и нефтеперерабатывающими заводами. Отметим, что в нефтепереработке это происходит впервые с мая 68-го. С 14 октября бастует 13 НПЗ, бензин не отгружается и не доставляется на заправки. Решение продолжать эту массовую забастовку было принято почти единогласно.
Повсюду движение ширится; каждый день проводятся новые акции, блокируются телефонные станции, дороги, аэропорты, промзоны и т.д, на местах организуются демонстрации, отличающиеся единством и участием людей самых разных профессий. Массовые собрания в охваченных мобилизацией отраслях также проходят каждый день, – небольшие поначалу, сейчас они приобретают все большее значение. И все же нужно отметить, что хотя здесь и там происходит множество забастовок, в частном и в государственном секторе, общее движение слишком фрагментировано, его участники пребывают в меньшинстве, а число забастовок в дни национальной мобилизации велико, но не огромно.
Уже несколько дней, особенно со дня забастовок и демонстраций 19 октября, молодежь активно участвует в мобилизации. Группы молодых людей отличаются массовостью и энергией; заняты многие средние школы. Такой решительности и политизации молодежи не было в дни прежних выступлений. Чем больше молодых людей обвиняют в том, что ими лишь манипулируют другие, чем более ограничивается их свобода собраний, тем более решительными они становятся. Мало-помалу начинается мобилизация в университетах. В ближайшие дни, когда в школах начнутся каникулы, этот вопрос приобретет особую важность.
В сложившейся ситуации правые, работодатели, правительство и Саркози упорно отстаивают несправедливую реформу. Саркози хочет проверить, на что способно движение. В действиях полиции против рабочих нефтеперерабатывающей отрасли и школьников, тактике давления в парламенте и отказе вести переговоры даже с самыми умеренными профсоюзными лидерами проявляется неприкрытое право силы. Эта решимость понятна, ведь пенсионная реформа – ключевой элемент политики сверхэкономии: заставить платить за кризис тех, кто не несет за него ответственности. Успех этой реформы приведет к оживлению финансовых рынков, но это также возможность поменять во Франции расстановку сил и перераспределение материальных благ в пользу богатых. Это также шанс избавиться от «социального и налогового бремени», наследия прежних битв, и поставить на колени те отрасли, где сопротивление наиболее активно. Важнейший вопрос для Саркози – сплотить свой собственный лагерь за несколько месяцев до президентских выборов. Как бы то ни было, до победы ему далеко, сопротивление же не остановлено и не сломлено.
Масштабы мобилизации свидетельствуют о том, что победа над правительством возможна. Именно поэтому во Франции существует острая необходимость в единстве социальных и политических левых. В этом как раз и состоит призвание NPA [Nouveau parti anticapitaliste – Новой антикапиталистической партии] во всех совместных политических инициативах, позволяющих перегруппировать наши силы, особенно через общенациональные коллективные действия, инициированные Фондом Коперника и Attac. Но это единство вокруг лозунга «Пенсия в 60 лет и отзыв законопроекта» не может скрыть определенных разногласий в отношении фундаментальных основ и стратегии действий, особенно с Социалистической партией, которая отстаивает выход на пенсию в 60 лет, но вместе с правыми проголосовала за увеличение числа годовых выплат до 41,5, что по сути обессмысливает идею защиты пенсии в 60. В условиях набирающей обороты мобилизации мы готовимся и к выборам 2012 года. Разногласия с ультралевыми, в частности, с Левой партией [Parti de Gauche] Жан-Люка Мелешона, касаются в основном стратегии действий. Левая партия отстаивает идею о немедленном проведении референдума, что перенесет мобилизацию из области уличной борьбы на уровень институтов, тогда как нам еще предстоит пройти проверку на силу!
С того момента, как началась мобилизация, NPA проявила себя как партия, организующая борьбу, стремящаяся к единству вокруг политических задач и требований: отзыва (в настоящее время – отмены) закона, отставки тех, кто ответственен за социальный кризис – Саркози и Верта. Мы также развиваем антикапиталистическую перспективу в экстренной социальной и политической программе по борьбе с кризисом.
Следующие дни будут решающими. Закон будет принят голосованием, но это не заглушит и не остановит мобилизацию, потому что для всех тех, кто сегодня бастует, выходит на улицу, текущий режим нелегитимен. Мы знаем, что во Франции уже принятый закон может быть отозван – именно это произошло с Законом о первом найме в 2007 году.
Будущее покажет…
По материалам сайта http://internationalviewpoint.org/