Больше месяца назад, в день, когда по всей стране звучали «последние звонки», я сидел у фонтана в центре Нижнего Новгорода и наблюдал за выпускниками, гуляющими с красными лентами через плечо. Невольно в голову пришла одна мысль: среди нынешних одиннадцатиклассников стало гораздо больше полных людей, нежели среди моих ровесников лет 6 назад, когда я сам был на их месте.
Наблюдения оказались верными — как выяснилось, примерно в те же дни начальник отдела по вопросам укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни министерства Зоя Середа заявила о стремительном росте ожирения среди россиян. Разумеется, всё было списано на нездоровое питание, а также малоподвижный образ жизни наших сограждан, посему чиновники не смогли предложить в противовес нынешней проблеме ничего, кроме фруктов, овощей и бега по утрам.
Тем не менее, причина массового ожирения среди граждан России кроется глубже, чем пытаются это представить в официальных докладах. Для того чтобы понять её в полной мере, нам необходимо обратиться к работам представителей фрейдомарксистской «Франкфуртской школы», которые ещё около полувека назад предвосхитили многие негативные тенденции в современном обществе.
Как известно, такие фрейдомарксисты, как Эрих Фромм или Герберт Маркузе, в своих произведениях указывали на то, что людьми движут как истинные, так и ложные потребности. Фромм первым ввёл понятие «общество потребления» и охарактеризовал текущую ситуацию по отношению к должной следующим образом: «Я хочу лишь подчеркнуть заложенный здесь принцип: акт потребления должен быть конкретным человеческим актом, в котором участвуют наши чувства, физические потребности, наш эстетический вкус, — другими словами, в который вовлечены мы сами как конкретные человеческие существа со своими ощущениями, чувствами, оценками; акт потребления должен быть значимым творческим человеческим переживанием. В нашей культуре это присутствует лишь в малой степени».
Действительно, современное капиталистическое общество диктует нам ложные ориентиры в плане потребления. Рекламные технологии дезориентируют человека, заставляют его безо всякого видимого кнута приобретать всё большее и большее количество товаров и услуг, которые ему, если посудить здраво, не слишком-то и нужны. По-другому и быть не может в условиях всё возрастающего производства и вечной погони за прибылями, ради которой корпорации согласны на любые средства.
Но это не главная причина того, что в нашей стране наблюдается устойчивый рост числа людей с лишним весом. Разумеется, рекламные атаки на сознание личности являются здесь важным рычагом давления, однако создаётся впечатление, что человек в данных условиях и «сам обманываться рад». Почему же?
И здесь мы подходим к главной причине интересующей нас проблемы — к понятию «отчуждённой личности». О нём писали ещё Гегель и Маркс, но наиболее объёмно его представили всё те же представители «Франкфуртской школы». Отчуждение проявляется сразу в нескольких сферах деятельности человека. С одной стороны, занятый однообразной, унылой и не приносящей удовольствия работой, человек теряет сам её смысл, оставаясь лишь в меру полезной деталью в глобальном механизме. Причём это охватывает не только рядовых работников предприятий, но и их начальство. Они отчуждены от совершаемой ими работы. Как говорил герой культового романа Чака Паланика «Бойцовский клуб» Тайлер Дёрден, «твоя работа — это не ты сам».
С другой стороны, подобную же картину мы можем наблюдать и в политической, культурной, социальной жизни, где воистину «маленький человек» теряется, словно иголка в стоге сена. От него ничего не зависит в этом бесконтрольном мире, где он — лишь мелкое орудие для манипуляций и невольный заложник клише. Разумеется, личность в данных условиях, с одной стороны, замыкается в себе, а с другой — всё больше и больше стремится удовлетворить ложные потребности, навязанные ей системой. Это является хоть каким-то иллюзорным возмещением за отчуждение.
И в данном случае Фромм был прав, говоря, что ущербность и антигуманность капиталистической системы состоит не только в несправедливом распределении ресурсов и власти, но и в том, что она уничтожает личность.
Таким образом, глубинная причина проблемы ожирения, о которой начинает всерьёз беспокоиться наш Минздрав, состоит отнюдь не в «стремлении к перееданию» как таковом. И уж точно это не является эффектом повышения уровня жизни, как порой на «профилактических беседах» любят заявлять работники Центра «Э». Как раз-таки наоборот — более всего подвержены ожирению, если исходить из статистики, малоимущие. И мы видим в этом лишь ответную реакцию человека на положение в системе. «Отчуждённая личность» всё больше стремится к чувственному наслаждению, дабы компенсировать неудовлетворённость рабочим процессом, лишённым творческого начала, своим положением в обществе и т.д.
Мы приходим к странному и парадоксальному, на первый взгляд, выводу: настоящая борьба с ожирением — это борьба с системой. Именно поэтому, настаивая на изменении системы в целом, социалистическая идея предполагает не просто уничтожение эксплуатации человека человеком и перераспределение доходов в обществе, но и решение проблемы отчуждения. Это, в свою очередь, поспособствует борьбе с такими бичами современного общества, как ожирение, алкоголизм и наркомания.