Более 50-ти погибших, сотни тысяч гектаров выгоревших лесов и торфяников, задыхающиеся от смога города, не поддающийся учету экологический и материальный ущерб – таковы промежуточные итоги обрушившегося на центральную Россию бедствия. Бедствия, именуемого стихийным, но являющегося таковым лишь постольку, поскольку российская бюрократия и капитал могут быть уподоблены силам хаоса.
Официальная пропаганда любит природные катаклизмы. На фоне всеобщей беды, вызванной «роковым стечением обстоятельств» власть имущие получают возможность выступить в мужественном амплуа спасителей отечества. Пока пожарные и добровольцы героически борются с огнем, премьер и президент щеголяют в роли волевых лидеров и щедрых благодетелей. Не упускают своего и боссы РПЦ. «Установившаяся аномальная жара может быть связана с неправедной жизнью народа, – заявил 26 июля архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, – Несколько лет назад Владимир Путин обратился к народу с тем, чтобы люди укрепляли свои семьи и рожали детей, появились родовые сертификаты, но потом наступил кризис, и количество абортов возросло в 20 раз. Многие люди не хотят жить благочестивой жизнью. Если народ не одумается, не возвратится к традициям своих предков, то это не последний катаклизм, который нас будет ждать». Так же, как во время цунами в Индонезии и недавнего землетрясения на Гаити, слуги «милосердного бога» берут на себя ответственность за «теракт». И получают выкуп. По данным www.gzt.ru, «10 млрд. рублей из федерального бюджета будет выделено на обеспечение молитвенных мероприятий с целью предотвращения пожаров и ниспослания дождей».
Впрочем, в одном отношении с церковниками согласиться можно. А именно в том, что у разразившегося бедствия имеются социальные причины. Одним из неизменных мотивов государственной политики последних десяти лет была последовательная «либерализация» природоохранного законодательства, единственной целью которой было узаконение хищнической эксплуатации природных ресурсов частными компаниями. Так, еще в 2000 г. была ликвидирована Федеральная служба лесного хозяйства и государственная лесная охрана, а с 2007-го вступил в действие новый Лесной кодекс, который вообще не предусматривает государственного надзора за лесами. Тогда же была упразднена и централизованная система охраны лесов от пожаров. Как и многие другие социальные обязательства, противопожарные функции были переданы администрациям регионов. Многочисленные протесты и предупреждения экологов были, разумеется, проигнорированы. Как саркастически замечает один буржуазный комментатор: «Трудно получить взятку с несчастного погорельца. Еще сложнее – потребовать откат с молчаливого русского леса… Бремя предотвращения и тушения лесных пожаров возложено на арендаторов леса. Отчего? Оттого, что… арендаторы леса хотели вести себя практически как его частные собственники. Вытворять с лесом все, что угодно. Все, что приносит деньги и удовольствия. Старая система имени дедушки-лесника этому мешала». Впрочем, российская буржуазия действует в полном соответствии с мировой практикой. Причиной катастрофических лесных пожаров 2008 года в Греции называют «активное развитие частного строительства» и неолиберальное лесное законодательство.
По данным газеты «Ведомости», в 2008 г. на выполнение федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в РФ» не было выделено ни рубля из запланированных 38 млрд. За первую половину 2010 г. из запланированных на год 42 млрд. руб. поступило менее миллиарда. Согласно официальным отчетам, за три последних года МЧС закупило 1650 пожарных машин. Однако те регионы, которые сегодня стали эпицентром пожаров, за 10 месяцев 2009 г. получили лишь малую часть этой техники. Нижегородская область – восемь автомобилей, Липецкая – три, Московская и Рязанская – ни одного. Закупок новой авиатехники в отчетах МЧС не зафиксировано. Сообщается, что в настоящий момент на вооружении у ведомства г-на Шойгу имеются лишь четыре пожаротушительных самолета Бе-200. Причем производство этих машин фактически свернуто.
Так же, как в случае с ураганом «Катрина» в США, бедность становится фактором, усугубляющим последствия катастрофы. Обещанная Путиным компенсация заставляет нищих селян поджигать собственные дома. Только в Выксунском районе Нижегородской области, где недавно прошло образцово-показательное общение премьера с погорельцами, милиционеры задержали нескольких подозреваемых в поджигательстве с целью получения выплаты на строительство нового жилья.
Захлебывающиеся смогом жители Москвы и других российских городов теперь точно знают, чем пахнет свободный рынок. Однако пока лишь кучка энтузиастов борется за то, чтобы спасти зеленые легкие страны от жадных лап чиновников и большого бизнеса. Антифа, забросавших дымовыми шашками администрацию Химок, протестуя против вырубки леса, собираются посадить на 7 лет. Каких же сроков достойны те, по чьей вине десятки регионов России задыхаются от чада?