20 января 2010 года в Ставрополе в здании краевого правительства глава Администрации президента РФ Сергей Нарышкин представил главам регионов, входящих в образованный недавно Северо-Кавказский федеральный округ, Александра Хлопонина, экс-губернатора Красноярского края, назначенного днем ранее на должность полпреда президента в новом федеральном округе. Хлопонин также должен занять пост заместителя председателя правительства, курирующего проблемы Северного Кавказа. В новый округ вошли Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня и Ставропольский край, ранее входившие в Южный федеральный округ. Центром нового округа станет Пятигорск.
Специально для Рабкор.ру о возможных скрытых мотивах данного назначения рассказал президент Информационно-исследовательского центра «Панорама», политический аналитик Владимир Прибыловский.
– Хлопонин далек от северокавказских клановых разборок – как этнических, так и административно-экономических, – полагает он. – Это главный мотив. Почему взяли человека, далекого от Северного Кавказа? Это связано с тем, что у Кремля крайне мало качественных кадров. У нас вообще состояние правящего класса плачевное – просто по качественному уровню: как по умственному, так и по морально-нравственному. И отыскать эффективного менеджера, не замешанного ни в каких скандалах (если не вор, то, во всяком случае, не пойман), очень сложно. И думаю, у нас из 80 с лишним глав регионов, только с десяток, если не меньше, соответствует этому условию. И Хлопонин как раз к ним относится. Он как раз один из немногих качественных руководителей. За Северный Кавказ все-таки должен отвечать человек с какими-то способностями. А до сих пор все руководители, отправляемые туда, заканчивали провалом (может быть, за исключением Козака) – что Устинов, что Казанцев.
Владимир Прибыловский высказал предположение, каким из групп в высших эшелонах власти оказалось выгодно назначение Хлопонина:
– Можно сказать, что ущемили права и влияние одного из видных участников группировки Игоря Сечина, а именно – его родственника Устинова, у которого ополовинили Южный федеральный округ. У него, например, отняли значительную часть финансовых потоков. Наверное, ему и его соратникам это не особо нравится. Но при этом и противоположная коалиция, промедведевская, тоже не может считать Хлопонина вполне своим. Он им, конечно, по каким-то параметрам ближе – по возрасту, западному флеру, образованию. Но при этом он ни в одну из конкретных промедведевских группировок не входит. Думаю, окончательное слово по этому назначению было за Путиным – но при этом Медведев не против этих назначений, возможно, он сам посоветовал ему кандидатуру Хлопонина. А вот в список кандидатов от Виктора Иванова и Игоря Сечина Хлопонин, скорее всего, не входил. И все же если Хлопонин и принадлежит к какой-то группировке – это экономическая группировка Потанина, который не рвется примкнуть к какой-то из кремлевских коалиций. Такая же позиция и у Хлопонина.
В. Прибыловский считает также, что даже просто удовлетворительная работа Хлопонина на таком проблемном участке, как Северный Кавказ, может в будущем открыть перед ним очень широкие перспективы:
– С одной стороны, это проблемное назначение. Оно состоялось не столько потому, что многие группировки хотели поставить там своего человека, сколько потому, что многие не хотели отправляться на Северный Кавказ. По слухам, Козак, например, не хотел туда ехать вновь. Возможно, и Хлопонин принял новое назначение под давлением – не исключено, что ему пригрозили отставкой с должности губернатора Красноярского края. Ведь он чувствовал себя там неплохо. Хлопонин конечно идет на большой риск. Проблем там множество – от коррупции до войны. Но если он справится (во что я не верю, так как там все уже слишком запущено) – это будет для него трамплином. Например, он может в будущем стать премьером или – в очень отдаленной перспективе – даже президентом. Даже в том случае, если хотя бы не провалит работу.