«Школа Авангарда» – образовательный проект, запущенный в апреле 2009 года художником Владимиром Логутовым на территории самарского художественного центра «Арт-Пропаганда». Отчетная выставка «5 упражнений» имеет своей целью показать важность практических занятий в процессе обучения современному искусству. С Владимиром Логутовым о принципах работы школы беседовала обозреватель Рабкор.ру Татьяна Аржанникова.
Само название – «Школа Авангарда» – намекает на деятельность русских авангардистов начала ХХ века – Матюшина, Филонова, Малевича, создававших свои школы. Если не углубляться в историю искусства, вспоминается проект Авдея Тер-Оганяна, где готовились настоящие художники-бойцы, громко и ярко заявляющие свою позицию художественного нигилизма. Этот проект был, на первый взгляд, пародийным, но в результате он породил целое поколение интересных и достойных художников. Что общего у вас с этими школами, может быть, вы заимствуете какие-нибудь методы?
В школе мы разбираем методы, используемые художниками-авангардистами (дадаистами и сюрреалистами) и их последователями, ассоциирующиеся больше с западным искусством. Школа Авдея доказала, что практика авангардистских стратегий сейчас является живой и действенной художественной силой.Это прежде всего яркий художественный проект. В нашей школе главный упор сделан на педагогическую работу, где участники проекта шаг за шагом выполняют упражнения, цель которых прежде всего научиться практическим навыкам. Мы работаем с механизмами художественного мышления, пытаемся разобраться через практику, каким образом художник создает то или иное произведение.
Понятно, что основное внимание уделено практическим упражнениям. Но ведь без искусствоведческого контекста теряется смысл тех или иных заданий. Насколько мне известно, помимо практических занятий в школе проводятся теоретические лекции?
Да, в школе существует краткий курс истории искусства ХХ века. Наталья Гончарова читала историю перформанса, Андрей Сяйлев – историю видеоарта, Алексей Зайцев рассказывал про ленд-арт, паблик-арт и о больших пленэрных фестивалях, Константин Зацепин читал лекцию об истории концептуализма.
Что же касается упражнений, то в своей методике я свел все к простейшим художественным действиям – для того, чтобы участники проекта поняли, насколько важна в художественном действии сама практическая операция.
Сегодня на выставках зритель пассивен, ему зачастую необходимы комментарии к произведениям. Ему предоставляется пресс-релиз или еще какой-то текст о концепции той или иной выставки или произведения. То есть зритель воспринимает искусство только через призму толкования искусствоведа. Он отказывается работать непосредственно с изобразительным фактом.
Молодой художник, выступающий в роли зрителя, начинает думать, что необходимо создать интересную идею, а потом ее проиллюстрировать. Это проблема многих молодых художников: они начинают работать в первую очередь интеллектуально. Я считаю, что произведение искусства воздействует своими средствами, и текст здесь не при чем. И зрителя, и художника необходимо оторвать от того, чтобы видеть в произведении искусства ретранслятор смыслов между художником и зрителем. Смысл рождается у зрителя во время созерцания произведения, которое и создает определенную ситуацию. И главная задача школы – пробудить практическое мышление в участниках проекта.
Два года назад вы уже набирали учеников. Занятия проходили неофициально, на базе вашей мастерской. В рамках школы возник совместный проект фильма о не существующей истории современного искусства в Самаре. Одним из заданий было придумать авангардного художника, якобы жившего когда-то в Самаре. Расскажите, как строился учебный процесс в этот раз? Какие упражнения будут отражены на выставке, как вообще можно отразить рабочие упражнения в выставочном пространстве?
Практические занятия в школе состоят отчасти из упражнений, которые я делал сам в процессе своего художественного становления. Выполнение предложенных операций приводит к пониманию законов, на которых строится искусство постмодерна, и посредством практики возникает критическое отношение к этому искусству.
Есть одно упражнение, которое можно назвать «рэди-мейд наоборот»: сакрализованный художником объект необходимо перенести обратно на помойку, то есть любым методом его де-сакрализовать. Все переносят совершенно по-разному, поэтому интерес представляет изобретение нового способа переноса. Например, участница проекта Анастасия Колодочко сделала интернет-магазин, где для изображения товаров используются фотографии произведений искусства, созданных методом рэди-мейда; там есть инсталляции и объекты Йозефа Бойса, Джозефа Кошута и Ильи Кабакова. Другие работы демонстрируют де-сакрализацию рэди-мейдов через возврат их к нормальному вещественному функционированию: утюг Ман Рэя прожигает рубашку, велосипед с инсталляции Раушенберга угоняют и т.д.
Наибольшие трудности возникают в упражнении, суть которого заключается в переносе какого-либо вида деятельности в сферу искусства. Перформанс и видеоарт имеют свои корни в театре и кино, областях, близких к изобразительному искусству. Трудно объяснить, что деятельность в чистом виде уже может обладать эстетическим содержанием. Главная ошибка здесь – попытка все дотянуть до традиционного изобразительного искусства, чего делать совсем не обязательно. Такие упражнения позволяют художнику понять, что можно выбрать художественную стратегию, не связанную с производством традиционных художественных объектов.
Не все упражнения можно показать на выставке. Например, есть такое психотехническое упражнение, когда нужно придумать художника, который будет полностью противоположен тебе по эстетическим взглядам, пониманию искусства и по методике работы. Необходимо придумать персонажа и решить, как бы он мог мыслить, что ему нравится, а что не нравится, что бы он мог создать. Стоит задача сделать несколько произведений от лица этого автора. Это упражнение помогает дистанцироваться от собственной персоны. Человек начинает адекватнее играть, легче относится к своему творчеству. Это своего рода арт-терапия для практикующих искусство.
В Самаре, по сути, открылась первая школа современного искусства. Это очень хорошая инициатива. Но кому интересно смотреть выставку ученических работ?
Это выставка – скорее отчетный просмотр в учебном художественном заведении, только заведение у нас экспериментальное. Я думаю, что придут те же люди, которые обычно посещают художественные выставки современного искусства.
Вы все-таки художник. Рассматриваете ли вы «Школу авангарда» как художественный проект Владимира Логутова?
В первую очередь, это проект образовательный. Но как у художника у меня есть соблазн рассматривать любые мои интересы с точки зрения художественной практики. Выше я упоминал об одном нашем упражнении, связанном с переносом в чистом виде какой-либо деятельности в искусство. Для меня перенос педагогической деятельности, дидактики в искусство является художественным проектом. Я занимаюсь педагогической практикой в чистом виде, но в пространстве искусства, на его территории. Поэтому отчетная выставка деятельности «Школа Авангарда» является полноценной художественной выставкой современного искусства.