Либеральные силы России получили подарки на новогодние праздники. Другим же — левым — пришлось повторять старые уроки.
Михаил Ходорковский вышел, наконец, на свободу или, как шутят в народе, был этапирован в Германию. Девушки «Pussy Riot» тоже попали под амнистию. В честь 20 лет действия конституции Бориса Ельцина были помилованы все звезды либеральной оппозиции. Забыли власти лишь о заключенных с левыми взглядами.
И это совершенно естественно. Нет ничего странного в том, что Алексей Гаскаров, Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев не были отпущены на свободу. Дело не в слабой компании поддержки фигур левого крыла «общегражданской оппозиции» со стороны ее прессы. Они не нужны лидерам либералов и не имеют много собственных сторонников.
Слабость общественной поддержки — привычное для левых активистов явление.
Оно также обыденно в России, как и пассивность масс, по поводу природы которой дискуссии не стихают уже давно. Пришедшая отчасти в движение группа населения (столичный «креативный класс») либеральна по своим воззрениям, а вождям либеральной оппозиции не требуются активисты с хоть немного социальной и революционной риторикой. Не нужны они потому, что могут совратить сторонников, а также мешают своим радикализмом прекрасному взаимопониманию либеральных оппозиционеров и министров. Их союз, если не сказать больше, является главным политическим результатом протестов 2011-2012 годов.
2013 год закрепил либеральный триумф в российской политике. Особым знаком здесь стало совместное катание Владимира Путина и Дмитрия Медведева на лыжах в Сочи. Правительство не подверглось критике главы государства ни перед праздниками, ни в ходе них. Вместо отставки за спад в экономике оно удостоилось выражения симпатии Путина и укрепилось. Либеральная оппозиция осталась его надежной резервной колонной. Некоторые издания теперь даже утверждают, что это силовики саботировали модернизацию Медведева, срывая инновационные планы.
Потому перед новым годом вышли на свободу далеко не все политические заключенные. Слабая кампания поддержки левых узников (уступающая той, что вели либералы за своих собратьев по борьбе) — важное условие избирательности амнистии. Это касается не одних попавших в заключение левых участников либеральной оппозиции — таких, как Сергей Удальцов, и не только людей, которым мстили за старый активизм — Алексей Гаскаров. Это стало бедой даже тех, кто имеет партбилеты КПРФ. В Новосибирске забытые Геннадием Зюгановым и его аппаратчиками более полугода томятся в тюрьме Илья Потапов и Владимир Мухамедов — мэр и бывший вицемэр Бердска. Один стал жертвой провокации и обвинен в коррупции, второй попал за решетку без намеков на улики, только чтобы он не мог помешать прежним хозяевам взять город снова под контроль. Партия «коммунистов» не поднимала шум из-за своих узников и молчит поныне.
Итоги 2013 года позволяют сделать прогноз на 2014 год. Если в экономике страны дела продолжат идти на спад, то в элитарной политике стоит ожидать укрепления либеральной партии.
Она лишь внешне делится на оппозиционную и властную группы, на деле же представляет собой единую силу. Она очищена от посторонних левацких элементов, которые и оказались теми самыми лишними новогодними заключенными. Лишним сочли власти их освобождение, как и прекращение дел с политическим подтекстом. Не помогло даже стремление чиновников поднять привлекательность страны накануне Олимпиады. И это понятно. Нет никакого смысла отпускать тех, за кем не стоят либеральные силы или народ, который вообще молчит.
Россия встретила 2014 год в привычном веселье. Пьяные салюты, шум застолий и гуляний — все это пролетело. Вернулись будни, вернулась потребность присматриваться к ценам в магазинах и следить за тем, чтобы не потерять работу. Экономическая статистика перестает быть неприятным воспоминанием прошлого года. 2014 год явно намеревается ее ухудшить. Однако он вряд ли принесет новые помилования. Чтобы они случились, имена и дела узников должны быть известны людям, а сами россияне должны быть активны. Но решение этого вопроса — дело трудное. Однако оно неминуемо случится, раз либералы добились такого успеха.
2013 год принес либералам власти и оппозиции не только консолидацию. Они укрепились и добились от хозяина Кремля нейтралитета.
За кулисами уже готовятся изменения во власти; неолиберальные реформы идут публично, решительно и безо всякого стеснения. Они жмут общество с одной стороны. С другой на него давит кризис в экономике. Давление это крайне важно для дальнейшей судьбы страны, а не только для узников, оно несет в себе спусковой механизм перемен. Оно способно привести массы в движение и дать свободу тем, кого элиты не решились простить.
Вопрос о судьбе политических узников в 2014 году это вопрос о самом годе — о событиях в нем. О них, всматриваясь в бесцветный ушедший год, ничего нельзя сказать. Именно поэтому стоит верить в изменения. Только здесь кроется надежда для левых заключенных, которые оказались не нужны ни либеральной, ни зюгановской партии. Их же товарищи по духу и помыслам не имеют нужных сил. Но силы берутся в борьбе, лишь бы она только была. А это уже вопрос массовых движений, стоит им только возникнуть.