5 февраля, когда рабочие первой смены «АвтоВАЗа» приступили к работе, им объявили, что главный конвейер остановлен по причине отсутствия комплектующих. Президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин сообщил, что конвейер встал из-за проблем с поставщиками. Конвейер стоит до сих пор, и люди простаивают, но этот простой оплачивается, сообщил по телефону нашему корреспонденту сопредседатель МПРА (Межрегиональногоп профсоюза работников автопрома) Петр Золотарев.
В феврале 2009 года на «Автовазе» приказом администрации в связи с кризисом был установлен новый режим: 6-часовой рабочий день для всех рабочих (за исключением подразделений производства «Нивы» и опытно-промышленного производства, где сохраняется 8-часовой рабочий день), а с 1 марта будет введена 20-часовая рабочая неделя. И то, и другое приведет к тому, что рабочие потеряют в заработке.
«Мы заявили, что надо создать антикризисные комитеты с участием профсоюзов, работодателей и государства, чтобы обеспечить занятость работников. Правительство пока никак не отреагировало. Мы хотим, чтобы нам открыли информацию о финансово-экономическом положении предприятия и затратах, которые приходятся на содержание администрации. Мы объявили общероссийскую акцию протеста на 14-15 февраля 2009 года под лозунгом «Нет увольнениям!», — сказал Золотарев.
6 февраля с 12 до 13 часов перед проходной Джи Эм Автоваз состоялся пикет работников предприятия, которым 20 января 2009 года объявили, что они будут уволены с 20 марта. «Около 30 пикетчиков, большинство из которых составляли женщины, пришли, несмотря на мороз и удаленность завода от города, чтобы протестовать против объявленных сокращений и потребовать переговоров с первичной организацией профсоюза МПРА, до сих пор не признаваемой руководством завода», — сообщил наш корреспондент в Тольятти Андрей Ляпин.
На пикет пришли также представители СМИ, которые задавали вопросы участникам и организаторам. Поскольку милиция, обеспечивавшая безопасность пикета, предупредила, что будет расценивать выкрикивания лозунгов как административное нарушение, пикет проходил в молчании. Тишину нарушали лишь интервью журналистам и ритмичный шум самодельных погремушек.
Впрочем, внимание руководителей все же привлечь удалось: во время пикета мимо проходной проехали на служебных автомобилях два топ-менеджера компании: главный бухгалтер и директор по производству. Кроме того, сотрудники офиса, прогуливающиеся во время обеденного перерыва, наблюдали пикет с территории завода.
«Свою задачу — привлечение внимания властей города, области, страны, а также общественности — организаторы пикета считают выполненной, — добавил Ляпин. — Благодаря активности самих работников и вниманию со стороны журналистов, в том числе и иностранных, о событиях в Тольятти станет известно далеко за его пределами».