Дэвид Харви. Краткая история неолиберализма. М.: Поколение, 2007.
Мэтью Арнольд, критик
Мировая экономика сегодня напоминает человека, который вел разгульный образ жизни, не следил за своим здоровьем и вдруг неожиданно оказался сбитым с ног целым ворохом болезней. Кто-то заявляет: «Мы же предупреждали», – а родные больного бегают от врача к врачу в поисках эффективного лекарства.
Но чтобы лечить, нужно поставить диагноз, найти причину болезни. Впрочем, причина, кажется, найдена и признается таковой даже многими либеральными специалистами. Это неолиберализм – идеология, господствующая в международных финансовых кругах почти 30 лет. Теория, последователи которой считают, что рыночный обмен является основой системы этических норм, достаточной для регулирования всех человеческих действий.
Так что чтобы понять нынешний экономический кризис, стоит обратиться к его истории. И даже хорошо, что историю эту написал человек, давно бывший критиком неолиберализма и предсказывавший его крах. Это Дэвид Харви, профессор антропологии, преподававший в Оксфорде и университете Нью-Йорка, исследователь глобализации.
В своей действительно небольшой работе «Краткая история неолиберализма» (она занимает всего 288 страниц) Харви разбирает очень подробно. Он делает оригинальные выводы и обращается к нюансам, не всегда известным широкому читателю. Так, не все знают, что одним из первых полей экспериментов для неолибералов стала не какая-нибудь страна, а город – Нью-Йорк. В 1970-е годы под угрозой банкротства город заставили отказаться от большинства социальных программ, ввести плату за обучение в городском университете, существенно ограничить влияние профсоюзов, что в итоге вызвало появление в городе депрессивных районов и всплеск преступности.
Харви отмечает гибкость этой теории и умение ее апологетов находить последователей в самых разных средах. Так, творческой интеллигенции и студентам неолибералы предложили ценности личной свободы и индивидуализма. А «среднему классу», квалифицированным рабочим и религиозным фундаменталистам – те же неолиберальные принципы в экономике, но уже в сочетании с борьбой за «традиционные ценности», что породило неоконсерватизм.
Отмечается, что неолиберализм не только затронул западные страны и их сателлиты, но сильно повлиял и на Китай.
При этом желание приспособиться к действительности заставило неолибералов-практиков отказаться от многих положений теории. Так, выяснилось, что вводить «свободный, саморегулирующийся рынок» лучше всего под жестким контролем сильного государства и мощных международных организаций, желательно при сокращении демократических прав и свобод.
Об этом и других парадоксах неолиберализма, его практике и ее подводных камнях, можно узнать от Дэвида Харви. Тем более что хотя неолиберализм и продемонстрировал свою несостоятельность, история уже показала, как его апологеты могут приспосабливать его положения к меняющейся реальности. Например, ряд экспертов сегодня не исключает роста неоконсервативных тенденций – как в западных странах, так и среди их соперников. А чтобы узнать «старого знакомого» в любых одеждах, нужно хорошо его изучить, чему может помочь, в том числе, и очень познавательная книга Дэвида Харви.
Олег Никитин