Мы уже не раз касались проблем, которыми опутано отечественное школьное образование. И всякий раз нам приходилось констатировать факт того, что данные сложности (будь они связаны с оценкой знаний, организацией учебного процесса или с чем-либо другим) берут своё начало в глобальных общественных процессах. Мы неизбежно упирались в рамки нынешней системы социально-экономических и политических отношений, которые указывали нам на невозможность разрешения многих противоречий современного российского образования без коренного переустройства самих основ общества.
Однако в рамках данной статьи хотелось бы уделить внимание школьной проблеме, которая может быть решена даже при сохранении нынешних общественных отношений. Речь идёт о проблеме ликвидации бумажных журналов и перехода школ на ведение исключительно электронной документации по учёту оценок учащихся.
Все прекрасно помнят школьные классные журналы — книжицы формата А4 с разграфлёнными страницами под каждый предмет, а также данными об учениках и их семьях. В эти книги заносят оценки и информацию о пропусках, эти же журналы порою таинственным образом пропадают или портятся. Но немногие задумываются о том, что данные документы требуют значительного и весьма муторного труда учителя — в первую очередь классного руководителя. Заполнение и регулярное пополнение различного рода сведений, роспись календарно-тематического планирования и элементарное многократное переписывание списка класса — всё это отнимает массу времени и в течение года, и особенно в его начале. Более того, само использование журналов сопряжено с массой неудобств. За ними постоянно надо ходить в учительскую, кто-то из коллег вечно норовит их задержать, порою эти книги теряются и т. д.
Между тем, с 2011—2012 годов подавляющее большинство школ страны начало вести электронные журналы. В Москве был даже создан специальный портал «Общегородской электронный дневник», регионы же обычно пользуются вполне приемлемым сайтом «Дневник.ру». Казалось бы, прогресс идёт вперёд семимильными шагами, и он вот-вот должен освободить всех учителей от проблемы бумажных журналов. Разумеется, работа на подобных электронных порталах тоже требует времени и сил, однако открывающиеся здесь возможности позволяют сэкономить и время, и силы. Даже администрациям школ в подобных случаях становится куда проще работать — для завучей создаются специальные аккаунты, через которые как на ладони отображается вся необходимая информация и статистика по учебному заведению.
Однако пока лишь в большинстве школ столицы и кое-где по стране образовательные учреждения полностью отказались от бумажных журналов. Согласно опросам, более 70% учителей таких школ отмечают, что нагрузка на них значительно уменьшилась. Более того, через подобного рода порталы родители и сами ученики могут оперативно получать сведения об успеваемости. Но в подавляющем большинстве случаев преподаватели сегодня вынуждены совершать двойную работу — заполнять и бумажный, и электронный дневник. Освоив новую схему учёта оценок, администрации школ не рвутся уходить от старой. В связи с этим возникают своего рода «перекосы» — многие педагоги не успевают вести параллельно оба варианта отчётности.
Что же мешает повсеместно перейти на более рациональную и удобную систему учёта оценок? Ведь это не требует изменения Федеральных законов — кое-где необходимо лишь внести коррективы в локальные акты, а где-то не нужны даже такие меры.
Во-первых, далеко не все школы полностью оснащены компьютерами. Кто-то из учителей может прямо на уроке выставлять оценки на интернет-портал, кто-то нет. И хотя известны случаи, когда сам «Дневник.ру» снабжал школы необходимыми устройствами, повсеместно такую практику вряд ли получится применить. Впрочем, информатизация школ уже идёт вовсю, и при желании местных властей полная укомплектовка образовательных учреждений необходимым оборудованием вполне возможна даже в кратчайшие сроки.
Во-вторых, вокруг электронных журналов витает множество мифов. Кто-то боится, что в школе будет отключаться интернет, а, значит, возникнут перебои с выставлением оценок. Но автор может заметить, что даже в захудалом Дзержинске подобные случаи крайне редки. Кто-то опасается того, что «сайт взломают» или же с ним произойдут другие необратимые процессы. Но, во-первых, разработчики изначально учитывали подобные моменты — и защита, и возможность восстановления данных здесь имеются. Во-вторых, статистика показывает, что происшествия с бумажными журналами случаются куда чаще, нежели с электронными. Пробраться в учительскую или перехватить книжицу где-то на перемене, исправить в ней оценки или сотворить с ней прочие нехорошие вещи куда проще, нежели взломать аккаунт учителя и, тем более, устроить хакерскую атаку на портал. В-третьих, некоторые боятся утечки личных данных. Однако доступ к личной информации учащихся открыт лишь через аккаунт преподавателя, посему сторонним людям она не доступна. В-четвёртых, есть предположения о том, что посредством ведения электронной документации власти и управления образования желают тотально контролировать деятельность школ и чуть ли не устраивать за ними слежку. Но здесь стоит заметить, что образовательные учреждения и так терзают ежегодными проверками — лучше уж эти ревизии будут проходить преимущественно в режиме онлайн. Да и к чему бояться слежки посредством «Дневника.ру», когда спецслужбы и так контролируют соцсети и телефонные разговоры? Иными словами, серьёзных аргументов против введения электронных классных журналов попросту нет.
Однако проблема кроется ещё и в крайней консервативности большинства педагогов. Даже понимая все преимущества электронных журналов, многие из них просто привыкли работать по старинке.
Но более всего тормозят процесс внедрения электронных классных журналов бюрократические структуры. Как минимум часть их работников окажется попросту ненужной, ибо сбор и хранение информации станет осуществляться мгновенно и автоматически. Бюрократам же крайне важно продемонстрировать свою незаменимость.
Таким образом, несмотря на положительные и необратимые тенденции, вопрос о повсеместном введении электронных классных журналов остаётся открытым. Ускорить этот процесс смогла бы только инициатива снизу. Для этого необходимо, чтобы педагоги на местном и федеральном уровне выступали с коллективными предложениями (а где необходимо, и требованиями) по ликвидации бумажных журналов. Независимые же профессиональные объединения вроде профсоюза «Учитель», на наш взгляд, просто обязаны поддерживать и развивать подобные инициативы. В противном случае, путь к прогрессу здесь рискует оказаться неоправданно затянутым и тернистым.