Буду неоригинален: как и большинство соотечественников, я с нетерпением ждал чемпионат мира по футболу. Не как левый активист, а как простой болельщик, футболом я начал увлекаться задолго до политики. И в мыслях не было злорадствовать и желать нашей сборной поражения по принципу «чем хуже, тем лучше» (знаю, среди оппозиционеров есть и разделяющие подобную точку зрения). Хотелось от души поддержать отечественных игроков и увидеть хорошую игру в их исполнении, на несколько вечерних часов абстрагировавшись от борьбы с проклятым режимом. Однако ложка дегтя после триумфальной сочинской Олимпиады все же заставила задуматься о причинах провала сборной. Поскольку являются они не чисто футбольными.
Чемпионаты мира для нашей команды в постсоветское время всегда складывались, мягко скажем, не слишком удачно. В 1994 году из-за финансовых и организационных дрязг добрая половина ведущих игроков отказалась выступать за национальную команду, что не могло не сказаться на результате. Проиграв два первых матча, она отметилась только фееричным матчем со сборной Камеруна, в котором форвард Олег Саленко наколотил бедным африканцам аж пять мячей. Не лучше вышло и в 2002 году. Тот чемпионат больше всего запомнился собственно не выступлением сборной России, а побоищем, которое устроили фанаты в центре Москвы после просмотра трансляции проигранного матча с Японией. Именно после этого погрома был принят пресловутый закон о борьбе с экстремизмом, активно ужесточающийся год от года. Поговаривают, что и сами беспорядки были спровоцированы властями ровно с этой целью.
В этот раз России удалось-таки пробиться на мировое первенство, что уже само по себе успех. Однако порадовать нас игрой возрастная команда, мягко говоря, не сумела. Заняли привычное непроходное третье место в группе. Можно сетовать на невезение, травму капитана Широкова, лазерные указки и происки рептилоидов, но факт остается фактом. Сборная оказалась совершенно неподготовленной к выступлению на высоком уровне.
Логично, что спрашивать за неудачный результат необходимо с рулевого, то бишь главного тренера. Между прочим, самого высокооплачиваемого среди своих коллег на чемпионате мира. Итальянский специалист Фабио Капелло с окладом в восемь с половиной миллионов евро почти вдвое опережает еще одного неудачливого толстосума из сборной Англии. Однако футбольные руководители отнюдь не спешат увольнять провалившегося миллионера. Даже не критикуют особо, умудряясь выдавать перлы о не столь плохой игре и надежной обороне. Лукавят, конечно. Дело в том, что в случае разрыва контракта Капелло придется выплатить порядка 30 миллионов евро! Жестковато! Так что придется помучиться до окончания срока в 2018 году, благо на чемпионат мира Россия автоматически попадает по праву страны-хозяйки.
Опять раздались старые стенания на тему необходимости ужесточения лимита на легионеров. Дескать, варяги не дают играть доморощенным Пеле и Марадонам. Логика есть, однако не все так просто. При нынешнем лимите клубы обязаны выпускать на поле не более семи легионеров, четверо игроков основы должны быть доморощенными. На деле получается следующая ситуация: успевшие сделать себе имя игроки-россияне достаточно легко получают неплохие контракты в клубах премьер-лиги и после вхождения в заветную четверку стартового состава начинают снижать планку. Российский паспорт служит одновременно оберегом от конкуренции с иностранцами любого уровня и хорошей прибавкой к зарплате. Не случайно в нынешней сборной не было ни одного игрока из зарубежных чемпионатов. Иностранные клубы не приглашают россиян не из-за низкого уровня игры, а из-за невозможности платить столь высокую заработную плату. Да и сами футболисты в топ-чемпионаты не рвутся, предпочитая гарантированный высокий доход профессиональному совершенствованию. Причем «заслуженные мастера» с долгосрочными контрактами (разрывать которые ненамного дешевле, чем тренерские) плотно закрывают дорогу молодым талантам. К примеру, из команды, выигравшей юниорский чемпионат Европы в 2006 году, сегодня на достойном уровне играет всего один (!) нападающий Александр Прудников. И дело далеко не в понаехавших папуасах. Вот и остается болельщикам наблюдать, как отечественные «звезды» мажут по воротам соперников с двух метров. Про разницу в заработной плате футболиста премьер-лиги и, скажем, врача или рабочего говорить даже смысла нет.
Футбол коммерциализируется с каждым годом, и не только в России. Времена романтики дворовой игры и турнира «Кожаный мяч» давно прошли. Как говорилось в анекдоте, миллионеры играют для миллиардеров. Ведущие клубы, как правило, принадлежат сильным мира сего: от арабских шейхов до российских олигархов вроде Романа Абрамовича или Алишера Усманова. Заметим, что отечественные богатеи вкладывают огромные средства отнюдь не в отечественные клубы. Доступный спорт стремительно уходит в небытие. Дворовые футбольные площадки все чаще заменяют платные физкультурно-оздоровительные комплексы. Нормальной является ситуация, когда в городе одновременно с выходом команды в высшую лигу происходит закрытие бесплатного стадиона. Именно такая ситуация сложилась в Туле, где Левый Фронт и РОТфронт вместе с неравнодушными гражданами ведут борьбу за единственный некоммерческий стадион «Кировец». Если его все же снесут ради уплотнительной застройки, то бесплатно погонять мяч на арене местного «Арсенала» мальчишкам никто не даст. И как в такой ситуации взращивать новые футбольные таланты?
Пока развитие детского футбола не станет приоритетом в политике Российского Футбольного Союза (на деле, а не на словах!), перспективы вырисовываются мрачные. И десять Капелло с баснословными контрактами не спасут. К 2018 году наверняка построят дорогостоящие потемкинские деревни в духе Сочи, но смогут ли создать команду, без которой нам не жить? К сожалению, сильно сомневаюсь. Так что пока остается лишь равняться на Бразилию. Причем не только в футбольном смысле. Всем нам стоит поучиться стойкости и решимости бразильцев, вышедших на улицы под лозунгом «Нам не нужны стадионы, нам нужно здравоохранение и образование!». Без сомнения, это будет актуально и у нас через четыре года. Если, конечно, истерично закручивающий гайки режим столько продержится.