В древности на время Олимпиады прекращались все войны. Ныне во времена Игр битвы разгораются.
В дни пекинской Олимпиады случился у России конфликт с Грузией, и посаженный на трон Медведев долго не мог принять решение, пока не позвонил из Китая (согласно легенде) его «подчиненный» премьер Путин, и не отдал приказ. Понятно, что Путин позвонил не президенту, а министру обороны. И через Рокский тоннель пошли вперед наши танки… Началась операция «Принуждение к миру».
В дни сочинской Олимпиады случилась трагедия в Украине. На сей раз Путин сам сидел на троне, но никому звонить не стал. Иначе бы Игры могли закончиться досрочно, и миллиарды олимпийских долларов улетели бы впустую. А без своего крестного отца Янукович держался… холодцом. То есть без позвоночника.
И началась операция «Принуждение к отставке».
Я знаю, за кого отчаянно болела страна на Играх в Сочи, но очень сложно определить, за кого больше болели россияне на киевских Играх. Битва в Интернете между теми, кто «за» и теми кто «против», вышла за этические рамки и докатилась до прямых оскорблений. Но большинство виртуальных «болельщиков», кажется, было за Майдан. И можно с уверенностью сказать, что «за» были те, кто, так или иначе, против режима Путина. Хотя обратная теорема не очевидна.
По всем, даже негосударственным, телеканалам показывали белую Олимпиаду почти круглые сутки. Все газеты, даже оппозиционные, предоставляли спортивным новостям необычно много полос — внимание к Играм было просто запредельным и потрясающим. Я даже невольно подумал, что это обостренное внимание отнюдь не бескорыстное, поскольку такого бума не было никогда.
Не знаю, сколько зрителей посмотрело красочное закрытие Олимпийских Игр, наверно миллиарды. Но вот закрытие «эры Януковича» увидели немногие. Но и оно было потрясающим. Отблеск костров, Юля на инвалидной коляске, притихший Майдан… Та ночь в Киеве была просто фантастической. Вот такой бы Украине встретить и рассвет…
Вообще, если учитывать не объем информации, а чрезвычайный интерес к майданным событиям, то можно сказать, что в информационном пространстве украинские «игры» явно одолели сочинские. И поэтому, официальный слоган Зимних Олимпийских Игр в Сочи — «Жаркие. Зимние. Твои», — который больше напоминает рекламу кальсон, вполне корректно можно было бы изменить на «Жаркие. Зимние. Украинские».
Вообще, фон сочинской белой Олимпиады был далеко не белый. Вспомним: спина Плача Плющенко, кстати, уже рассчитывающего повторить свой подвиг и на следующей Олимпиаде. Натюрморт «Обама с женой и бананом» от Ирины Родниной, с последующими запоздалыми извинениями. Непонятная патриотическая истерика вокруг сдвинутых ворот во время хоккейного матча США — Россия, а потом тяжкое поражение от бывшей колонии, выбившей Россию из борьбы за золото.
И как кульминация — танец с нагайками ряженых казаков, избивших таких же ряженых женщин из группы Pussy Riot.
Это ледовое побоище происходило на фоне логотипа Олимпиады. И напомнило, что именно тут, где призывают к братству Олимпийские Игры, русские войска окончательно разбили адыгов и добровольно присоединили их к своей империи.
Из других новостей этих дней — смена гендиректора на «Эхе» и немного косой «Дождь», ставший слепым… А олимпийский рекорд евро, взявшего историческую высоту — 49 деревянных? А информация от Газпрома, известившего о величине дивидендов, выплаченных членам правления самой трудолюбивой отечественной корпорации?
Но если говорить чисто о спортивной стороне дела, то Олимпиада состоялась. Я не отчаянный патриот, но и не скептик. Я видел 10 зимних Олимпиад, и не могу сказать, что в Сочи были лучшие Игры. Но я вам скажу, что золото в биатлоне, да еще в эстафете — это тянет на фантастику.
Да, говорят, что тут помогли «усилия» миллиардера Прохорова. Но ведь не надо быть знатоком спорта, чтобы понять: усилия, даже миллиардные, могли аукнуться скорее в индивидуальной гонке. А в эстафете нужно нечто иное. Потому что ты бежишь не только за себя, и каждый твой удачный выстрел – это лучший презент тому, кто умчится на этап за тобой. Тут необходим командный дух, а он растет не на долларе.
По мне, тщательная очистка льда щеточками для ресниц перед катящейся по льду пудовой гирей – точно не спорт. Во мне сидит то древнее олимпийское – быстрее, выше, сильнее. И поэтому моё – это когда надо держать удар и бить исчезающего вместе с сознанием соперника. Когда только крики тренера позволяют не потерять лыжню, поскольку ты уже не видишь ничего. Когда вратарь (помните Коноваленко, изуродованного шрамами?) отчаянно подставляет себя под молот шайбы, летящей со скоростью 200 км/час.
И весь наш пьедестал на лыжной гонке на 50 км — это чистая победа. Это великая победа. Это говорит о России куда больше, чем ее валовой продукт. Больше, чем ее (не олимпийская) производительность труда. Трое наших на пьедестале в этой гонке на 50 км — это характер страны.
Поэтому так обиден провал в хоккее. Обиден вдвойне, потому что мы еще и ныли, как дошкольники, пытаясь устыдить мировую общественность, что нехорошо, когда американский арбитр отменяет верный гол в американские ворота.
А вот Тарасов любил повторять, что победы надо добывать на льду, не в раздевалке. Он кричал на своих избитых на льду игроков, мол, даже если тебя убьют, ты даже после этого обязан успеть бросить по воротам противника. Я помню, как наш хоккеист Владимир Викулов (168 см) бросился, как цыпленок на слона, на великого (не только по росту и весу) канадца Карла Брэвера (188 см). Он был первый профессиональный хоккеист, попавший на Олимпиаду. У него было 82 шрама на лице. После «полета» Викулова появился 83-й шрам.
В той игре мы не ныли, что соперник играет грязно. В той игре мы победили.
Российские спортсмены завоевали на Олимпийских играх в Сочи 13 золотых медалей — больше всех! Тут, напомнят скептики, надо посчитать, а какова цена этих медалей, — сколько миллиардов долларов приходится за штуку? Но сборная России набрала больше медалей, чем могучая сборная СССР на лучших для себя зимних Играх в Калгари (тогда было добыто 29 медалей: 11 золотых, 9 серебряных, 9 бронзовых). Правда, и тут есть простор для скептицизма: 5 золотых наград нам принесли два в спешке натурализованных Виктора — кореец Ан, и американец Уайлд…
А «женское золото» в фигурном катании, которое вызвало неожиданный скандал, — смена арбитров перед заключительной программой — выглядело явно сомнительно.
И всё же так или иначе — победили. И это факт.
Что же касается результатов киевских Игр, то они пока не понятны. События в Украине, скорее всего, есть окончание той геополитической катастрофы, о которой говорил наш президент Владимир Путин. По сути, система СССР начинает разваливаться только сейчас. Поскольку фантомная страна так долго существовать не может. И у Москвы уже не осталось ни духовных, ни финансовых скреп, чтобы удержать зону своих геополитических интересов.
В любом случае, Москва минус Киев — это глобальное изменение мировой системы. Это повышение рисков развала не только для Украины. Это серьезная проблема для всей той «зоны геополитических интересов», которую Россия считает своей.
А та легкость, с которой был освобожден киевский трон, может приобрести совершенно неожиданный эффект. Это вам не «оранжевенькая» революция.