В понедельник депутаты северокорейского парламента выступили за проведение масштабных экономических реформ с целью повышения уровня жизни населения. На пост премьер-министра вернулся Пак Пон Чжу, которому и поручена эта миссия, — сообщает Euronews.
В 2003-2007 годах Пак Пон Чжу уже занимал этот пост. Тогда он отвечал за осуществление мягких рыночных реформ, которые должны были предоставить государственным предприятиям большую автономию, а также отменить нормированное распределение продовольствия и ряда других товаров.
Однако за свою деятельность министр подвергся критике со стороны некоторых партийных деятелей и военных. В 2006 году его полномочия были приостановлены, и год спустя он лишился своей должности, — пишет Лента.ру.
Напомним, что разговоры об экономических преобразованиях проходят на фоне обострившегося конфликта между КНДР с одной стороны и Южной Кореей и США — с другой.
Руководитель Центра анализа международной политики ИГСО Михаил Нейжмаков дал развёрнутый комментарий ситуации на Корейском полуострове:
— О том, что «бряцание оружием» со стороны КНДР – это только игра на публику, а не готовность к настоящим боевым действиям, свидетельствует поведение и Пхеньяна, и Вашингтона, которому адресованы северокорейские угрозы. На недавнем пленуме ЦК Трудовой партии КНДР значительное внимание (несмотря на призывы к увеличению ядерных арсеналов) было уделено именно экономическим вопросам. Странное поведение для людей, определяющих политику страны, якобы готовящейся вступить в войну. Главой правительства страны был назначен Пак Пон Чжу, имеющий репутацию реформатора и «северокорейского Дэн Сяопина», сторонника ограничения жесткого государственного контроля над экономикой. Война же, напротив, предполагает как раз сворачивание любых реформ и предельно высокую роль государства в экономических вопросах. Сравнительно сдержанной оказалась и реакция Вашингтона. Так, пресс-секретарь Белого Дома Джей Карни заявил, что «несмотря на воинственные заявления, которые мы слышим от Пхеньяна, мы не заметили каких-либо изменений в военном плане, таких как крупномасштабная мобилизация или дислокация войск». Наконец, показательно, что власти Южной Кореи также не попытались запретить доступ своим гражданам в промышленную зону Кэсон, находящуюся на территории КНДР, где работают предприятия. созданные южнокорейскими компаниям. Напротив, южнокорейские власти недавно посетовали, что власти КНДР задерживают въезд туда их сограждан. – а ведь южнокорейские рабочие в случае начала настоящей войны оказались бы там на положении заложников.
Вероятно, делая такие громкие демонстративные заявления, Пхеньян стремиться к отмене санкций ООН, которые было решено ввести против него 7 марта 2013 года. При этом, у заявлений КНДР может быть и дополнительный адресат. В феврале 2013 года Китай практически полностью прекратил поставки сырой нефти в Северную Корею. Пекин уже делал такой шаг в 2007 году, вынуждая Пхеньян вернуться к переговорам по поводу ядерной программы последнего. Китаю вовсе не нужно обострение отношений на Корейском полуострове и данные шаги Пхеньяна могут быть демонстрацией независимости, попыткой вынудить на дополнительные уступки и «старшего геополитического брата».
В материалах большинства западных (да и многих российских) СМИ КНДР предстает в роли этакой «обезьяны с ядерной бомбой», угрожающей миру в регионе. Но надо помнить, что именно США первыми разместили ядерное оружие на Корейском полуострове. А КНДР в 1986, 1987 и 1989 годах обращалась к США и Южной Корее с предложением подписать декларацию о безъядерном статусе Корейского полуострова, но в тот момент именно Вашингтон и Сеул ответили отказом. В октябре 1994 года КНДР и США в Женеве подписали Рамочное соглашение по урегулированию ядерного кризиса на полуострове, которое предполагало, в частности, обязательство США построить в Северной Корее два реактора на легкой воде, которые помогли бы решить энергетическую проблему страны. Однако эти обязательства со стороны США так и не были выполнены. Более того, большую часть 2000-х годов США проводили «политику жесткого сдерживания КНДР», причислив эту страну к «оси зла».
Интересно, что наибольшую выгоду от нынешнего «корейского кризиса» получили именно США. Америка, недавно объявившая об отказе от IV блока ЕвроПРО, получили еще один аргумент в пользу развития противоракетной обороны в Тихом океане, о чем в Вашингтоне также заявляли неоднократно. О развитии системы ПРО заговорили и в Сеуле. В Минобороны Южной Кореи заявили и о планах закупок беспилотников Global Hawk для ведения разведки над территорией КНДР – техника будет закупаться также в США. Все эти мероприятия происходят под предлогом защиты от непредсказуемого Пхеньяна, но де-факто в регионе выстраивается система сдерживания Китая. Все это происходит на фоне резкого охлаждения японско-китайских отношений в 2012 году и прихода к власти в Японии правительства во главе с Синдзо Абэ, никогда теплых чувств к Китаю не питавшего. Так, в конце февраля 2013 года глава японского правительства заявил о том, что «усиливающаяся военная агрессивность Пекина» уже привела к крупному увеличению ассигнований на японские силы самообороны и береговую охрану, а также подтвердил «непреходящую значимость японо-американского альянса для азиатской безопасности». Таким образом, Пекин получает очень неприятную для себя геополитическую конфигурацию и очередной кризис на Корейском полуострове эту ситуацию только усугубляет.