С приходом 2013 года в России вступает в силу целая серия нововведений, которые значительно ухудшат условия жизни в нашей стране. С 1 сентября обретает силу Закон об образовании, по которому гарантии этого образования, особенно в обеспечении качества школьных знаний, становятся гораздо более размытыми. Бесплатная медицина с 2013 года сводится к возможности проконсультироваться у участкового врача и, может быть, получить у него направление к специалисту или в больницу. При этом, правда, вводится правило обязательной регулярной диспансеризации — меры, механизмы реализации которой, не вполне понятны, так же как непонятны и последствия для пропустивших диспансеризацию, но инстинктивно от такого администрирования охраны здоровья ждешь, скорее, разнообразных бытовых неудобств, чем благоприятных последствий для общества и лично для себя. У нас подорожают железные дороги, причем, в наибольшей степени — в сегменте дешевых пассажирских перевозок. Возрастут коммунальные платежи. В общем, произойдет много такого, что касается каждого — от чего зависит личное и семейное благополучие как непосредственно сегодня, так и — если говорить об образовании и медицине — на долгие годы вперед.
Однако больше всего с началом года, если следить за публикациями в интернет-изданиях и телевизионными выпусками новостей, обсуждались, кажется, вовсе не эти изменения. Точнее, им, разумеется, уделялась порция внимания — зрителей и читателей информировали о том, что должно измениться. И всё же на первые строки газет в ряду перемен, приходящих с 2013 годом, в его первые дни выдвинулось другое обстоятельство — то, что с 1 января пиво будет запрещено продавать в уличных ларьках и приобретать в ночное время суток.
Рискну предположить, обсуждение запрета продажи пива должно стать тестом на то, как мы вообще воспринимаем окружающую жизнь и политику, как расставляем в ней приоритеты. И, кажется, результаты этого теста обнадеживающие. Власти последнее время довольно сложно заподозрить в выстраивании хоть сколько-то сложной информационной политики и проведении каких-то тонких манипуляций, но вообще нельзя не признать более удачной со всех точек зрения меры, чем вложить в общий «пакет» изменений запрет на продажу пива в ларьках — даже если это не было сделано специально. Собственно говоря, эта мера, так или иначе оказывается заметной на самом бытовом уровне. Причем, коснуться она вроде бы должна того самого «простого народа», который считается «путинским большинством» и который, согласно «картинке» популярного массового искусства и признанных штампов, просто обязан быть любителем выпить пива и получить, тем самым, право на достойные незатейливые ежедневные радости. Последнее время, правда, эта картинка начала медленно вытесняться другой — где фигурируют здоровые спортивные семьи и спортплощадки, построенные по целевым программам. Таким образом, предлагаемая альтернатива — либо добродушный и немного склонный к полноте любитель хлебнуть пивка после работы, либо бодрый и крепкий посетитель районных спортивных центров. И эта битва картинок имеет все шансы продолжиться в связи с обсуждением с запрета продавать пиво в ларьках. Собственно, это потешная братская борьба двух рисуемых пропагандой идеальных «народных типов», которые должны защитить трон и отечество «от всяческих, ему не нужных встреч». Включиться в эту борьбу на одой из сторон — значит просто обеспечить массовку для шоу.
Запрет где бы то ни было и когда бы то ни было продавать пиво — единственное из нововведений, которое можно обсуждать, даже ругая власть последними словами, без малейшего риска затронуть какие-то существенные и болезненные для самой власти вопросы. В крайнем случае, в процессе обсуждения проявятся личные привычки, не все из которых, например, желание покупать пиво ночью, относятся к тему, чем принято гордиться. Еще могут вспомнить о судьбе владельцев и продавцов ларьков, но о них мало кто вспомнит — в отличие от 90-х, «ларечник» или «продавец коммерческой палатки» перестали быть теми социальными типами, с которыми приходится часто сталкиваться в быту (и чей «костюм» мысленно примеряется на себя). Еще могут вспомнить о пивном лобби и, разумеется, про заботу о здоровье нации. Разговор, протекающий в таких категориях — лучшая общественная дискуссия, о которой только и может мечтать не уверенная в общественной реакции власть. А вот обсуждение Закона об образовании или платы за посещение специалиста в поликлинике, да даже и подорожание плацкартных билетов — это уже совсем другая статья. Здесь по мере своего развития разговор неизбежно выводит к фундаментальным основаниям экономической и политической системы, сложившейся в российском государстве.
Хочется думать, что появление на вершине информационной цепочки новостей о пивных запретах было некоторым неизбежным злом. В конце концов, пиво — это как и новость об «откровенной фотосессии звезды телесериала» — нечто, что должно привлечь внимание наверняка.
Но то, что по крайней мере, на середину января в блогах гораздо активнее обсуждали закон об образовании, чем исчезновение пива из ларьков внушает надежду, что если, как в песне Гребенщикова, пивной ларек и снесут за ночь, то, в общем, это не станет поводом для больших переживаний — в отличие, например, от того, кто и какие строит планы на наших детей.