В США продолжаются демонстрации протеста против оправдательного приговора по делу Джорджа Циммермана, застрелившего в 2012 году чернокожего подростка Трэйвона Мартина. Протесты начались ещё в воскресенье, но сегодня они уже вылились в целую серию драк населения с полицией. Вопреки сообщениям СМИ, в акциях участвует представители всех рас, а не только темнокожие.
Циммерман был патрульным — то есть гражданским добровольцем, помогающим полиции. Тем не менее, в отличие от России, где дружинник не носит никакого оружия или специальных средств, Циммерман был вооружён пистолетом и имел право применять его в случае необходимости. Закон штата Флорида о самообороне даёт гражданскому населению широкие возможности для применения оружия. 17-летний Трэйвон Мартин не был вооружён, что по российским законам автоматически означало бы превышение пределов необходимой обороны. Тем не менее, суд не счёл заслуживающим внимания то, что Мартин был безоружен и у него не было обнаружено никаких наркотических веществ. В результате, Джордж Циммерман был оправдан.
Надо сказать, что история Трэйвона Мартина — далеко не первый случай вопиющего полицейского произвола, вызвавшего бурный протест граждан. Например, 10 марта 2013 года полицейские застрелили 16-летнего Кимани Грея, который, предположительно, угрожал им пистолетом. Экспертиза установила, что в юношу стреляли семь раз, при этом пять пуль угодили ему в спину. Этот факт свидетельствует о том, что в момент убийства Грей никому не угрожал, а, по-видимому, пытался скрыться от стрелявших в него полицейских. Убийство Кимани Грея вызвало акцию протеста, в которой участвовало около двухсот жителей Нью-Йоркского района Бруклин.
Но в случае с делом Циммермана протесты носят гораздо более массовый характер. В столице Флориды Таллахасси протестовали около 200 человек, многие были одеты в одежду с капюшоном, как Мартин в вечер своей гибели. Порядка 200 демонстрантов прошли маршем по Сан-Франциско, скандируя: «Расизм не умер» и «Народ говорит: виновен!» В Лос-Анджелесе протестующие скандировали: «Чего мы хотим? Правосудия! Когда мы хотим его? Прямо сейчас! Для кого? Для Трейвона!». Повсюду протестующие требуют отмены закона штата Флорида о самообороне, благодаря которому суд оправдал убийцу Трейвона. Тем временем, федеральные власти пытаются успокоить граждан: минъюст США заявил, что федеральный суд заново рассмотрит дело Циммермана, основываясь уже на более жёстком федеральном законодательстве. Барак Обама призвал граждан сохранять спокойствие.
Известный американский музыкальный журналист и писатель Туре в своей статье «В голове у расиста», опубликованной в журнале «Time» пишет: «Некоторые люди предполагают, что принятие Барака Обамы, Опры Уинфри, Майкла Джордана, Уилла Смита и других предвещает конец расизма. Но, как говорит Арундати Рой, это убеждение можно сравнить с гипотетической ситуацией, когда президент прощает одну индейку перед Днем благодарения, а затем съедает другую, — а Америка ест тысячи индеек. Человеческий разум достаточно сложен, поэтому способен объединить в себе лицемерие и противоречия. Расисту не обязательно ненавидеть каждого темнокожего человека, с которым он сталкивается в жизни, и даже более того: отсутствие ненависти ко всем представителям определенной расы может служить в этом случае неким ценным предохранительным клапаном, который «выпускает давление» и при этом служит человеку доказательством того, что это не расизм. Немногие хотят думать о себе как о плохих или злых людях.
Случай с Джорджем Циммерманом представляет для нас захватывающий пример, потому что момент проявления расовых предрассудков зафиксирован на пленке. Он говорит: «Этот парень, похоже, замышляет что-то недоброе — он находится под воздействием наркотиков или еще чего-то», показывая нам «пятно Роршаха» в виде высокого темнокожего мальчика, идущего на каком-то расстоянии от него. Он исходил из предположения, что парень был преступником и наркоманом, и что его надо бояться.»
Логика Циммермана и тысяч других американских обывателей прямо противоречит в этом плане закреплённому ещё Конституцией США принципу презумпции невиновности. Десятилетия, если не столетия сегрегации и взаимного недоверия выработали у людей ровно противоположную установку.
«Общество научило Циммермана тому, что молодые темнокожие мужчины принимают наркотики, и что они преступники, и эта ошибочная идея прочно засела в его подсознании рядом с представлением о том, как ездить на велосипеде. Если бы он не жил в мире, где люди постоянно действуют, руководствуясь этим представлением, то у него просто не было бы этого в подсознании. Расизм — не врожденное качество, как способность научиться читать. Ему обучаются. И мы хорошо его преподаем.» — завершает свою статью Туре.