Мировая капиталистическая система уже несколько лет пребывает в состоянии перманентного экономического кризиса.
Россия — лишь один из вариантов развития капиталистической рыночной системы, которая упорно оказывается неспособна решить насущные задачи модернизации ни в одной из сфер жизни — в экономике прежде всего. Имея колоссальный потенциал, фундамент и источники роста она буксует вместе с остальными. Причём из болота мирового кризиса Россия выбирается гораздо дольше и с большими потерям, чем заграничные братья по несчастью.
2012 г. стал очередным годом замедления роста мировой экономики и дальнейшего погружения ее в рецессию. Фактор неопределенности и риски, с которыми сталкивается мир, в значительной степени исходят от стран капиталистического центра. Именно там продолжают распространяться кредитные и долговые риски, что ведет к еще большей дестабилизации финансовой системы, замедлению экономического роста и повышению уровня безработицы. Перечисленные негативные процессы соединяются в порочный круг, который проявляется не только в рецессии в развитых странах, но и по каналам международной торговли и инвестиций угрожает стабильности и экономическому росту в странах «второго эшелона».
Под влиянием замедления роста мировой экономики в ближайшие два года спрос и предложение природных ресурсов так же столкнутся с фактором неопределенности. В Евросоюзе падают цены на сырье и сокращаются объемы экспорта энергоресурсов, а недостаток банковских активов и ликвидности ведет к возникновению различного рода дополнительных рисков.
Это приведет к тому, что российская экономика, не претерпевшая существенных структурных изменений за последние несколько лет, так же столкнется с множеством рисков.
В начале 2012 г. МВФ подготовил доклад «Перспективы мировой экономики», в котором прогнозное значение показателя экономического роста России претерпело изменения. Первоначальное значение в 2012 г. было понижено с 4,1 до 3,3%, а в 2013 г. — с 4 до 3,5%. В том же докладе говорится об увеличении дефицита бюджета до 1,4 и 1,7% ВВП в 2012 и 2013 гг. соответственно.
Основными тенденциями в бюджетной политике России в 2012—2014 гг. остаются значительное увеличение военных расходов и одновременное понижение затрат на национальную экономику. Это дало повод многим российским экономистам называть бюджет 2012—2014 гг. «военноориентированным». В условиях замедления роста в мире и повышения внешних рисков для России, такой бюджет может повлиять негативно на ее экономику.
Поскольку сбор налогов сильно зависит от ТЭК, то основным ориентиром формирования федерального бюджета России служит нефть марки Urals. Ее среднегодовая цена закладывается в бюджет. В то же время в структуре доходов бюджета предполагается небольшой рост доли обрабатывающей промышленности. Однако изменение основных макроэкономических показателей не сможет сильно повысить уровень благосостояния населения.
По проекту бюджета до 2014 гг. будут значительно сокращены расходы на образование и здравоохранение, расходы на ЖКХ снизятся на 3/4, а на военные нужды, наоборот, повысятся на 1/3.
К 2014 году доля расходов на образование в федеральном бюджете уменьшится с 5,1 до 3,4%, на здравоохранение — с 4,6 до 3,2%. Сокращение расходов на ЖКХ еще более значительно — с 2,1 до 0,5%. При этом доля расходов на государственную оборону в бюджете повысится с 13,9 до 18,8%, на государственную безопасность — с 11,3 до 14,2%.
Если мировая экономика вновь окажется в состоянии рецессии, такой бюджет не сможет противостоять кризису. Кроме того, в проекте никак не отразился переход к инновационной модели экономики. Сокращаются даже государственные инвестиции на инновационный центр Сколково. Что же касается самой модернизации экономики, то сокращение ассигнований на инновационные проекты и снижение активности Комитета по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России не способствуют успеху провозглашенного курса.
Присоединение к ВТО — ещё одна головная боль российской экономики. В отдалённой перспективе, этот шаг будет иметь некоторые плюсы, однако до этого будущего ещё надо дожить. В ближайшее же время неизбежны трудности для целого ряда отечественных отраслей. После открытия рынка поток иностранных товаров приведет к усилению конкуренции в легкой промышленности и ряде высокотехнологичных отраслей, что повлияет на структуру занятости. Более того, вся внутренняя экономика столкнется с прямой конкуренцией иностранных товаров и технологии.
Основные экспортные отрасли России — добывающая, газовая, нефтяная и оборонное машиностроение — до вступления в ВТО не регулировались международными правилами. При отсутствии у российских товаров конкурентных преимуществ неизбежно ухудшение ситуации во многих отраслях экономики. Серьезный удар будет нанесен сельскому хозяйству, пищевой промышленности, машиностроению, в особенности предприятиям, специализирующимся на выпуске грузовых и легковых автомобилей.
Из-за глубинных проблем экономики России модернизация оказалась трудным и длительным процессом.
Во-первых, многим предприятиям не хватает инновационного потенциала. Продвижение экономической модернизации требует не только соответствующих политических решений и финансовой поддержки, но и участия самих компаний. Поскольку предприятие представляет собой базовую производственно-хозяйственную единицу, именно оно должно быть основным источником инноваций.
Однако на деле большинству крупных предприятий в России не хватает средств и, главное, желания для коренных изменений и инноваций. Прибыль часто не инвестируется в развитие нового производства, а переводится в иностранные банки или используется в незаконных сделках.
Сложившаяся модель экономического развития, ориентированная на экспорт ресурсов, выгодна современной элите России. У её представителей нет мотивов для преобразований. Их положение в стране очень прочно, вплоть до того, что высшие чины жестко контролируют как политику, так и экономику.
Малые и средние предприятия сталкиваются с множеством проблем, связанных с проникновением на рынок и получением финансовых ресурсов, в силу чего их конкурентное положение на рынке пока проигрышное. Это, в частности, проявляется в низком уровне управления и недостатке инновационного потенциала.
Во-вторых, возможности модернизации ограничиваются низким качеством человеческого капитала. Люди — наиболее активный элемент производственных сил страны, главный источник экономического развития и основное конкурентное преимущество, а в случае России также и важный элемент модернизации. Некоторые ученые считают, что главным богатством следует признать людей, а не нефть.
С переходом на рыночную экономику Россия столкнулась с рядом проблем, связанных с развитием человеческого потенциала. В частности, ежегодное сокращение населения, высокая смертность в определенных возрастах и старение населения привели к недостатку рабочей силы. В то же время в результате замедления реформирования образования, здравоохранения и социальной политики, качество российского образования, особенно базового, снижается, не хватает работников со специальными знаниями и навыками, половозрастная структура рабочей силы так же абсолютно несбалансированна, растет количество происшествий со смертельным исходом, связанных с бытовыми проблемами, алкоголизмом, наркоманией и социальным неблагополучием. Все это не только ограничивает возможности модернизации, но и ослабляет конкурентоспособность страны в целом.
В-третьих, препятствие на пути модернизации — низкий уровень качества рыночной экономики как системы. Не говоря уже о непреодолимых противоречиях самой «market driven economy», её российская версия не соответствует даже уровню капиталистических стран средней руки.
Согласно исследованиям Мирового экономического форума (МЭФ), «качество системы» включает в себя показатель эффективности государственного управления по отраслям, независимость судебной власти, эффективность товарного и финансового рынков.
Согласно исследованиям, приведённым в «Докладе о конкурентоспособности в мире в 2009—2010гг.» Мирового экономического форума, по уровню «качества системы» из 133 стан РФ в целом заняла место во второй сотне. По эффективности товарного рынка она находится на 108-м месте, по уровню государственного управления — 110-м, по уровню независимости судебной системы — 116-м и по уровню независимости финансового рынка — на 119-м. Можно сказать, что низкий уровень «качества системы» отражает недостаточный уровень конкурентности и справедливости в хозяйственной среде, нормой является бюрократизация всего и вся.
Вообще, коррупция уже стала хроническим заболеванием российской экономики и важным препятствием на пути модернизации. Согласно проведенному в 2009 г. в 180 странах исследованию «прозрачности власти», по уровню неподкупности чиновников Россия заняла 146-е место и попала в список «крайне коррумпированных» государств. Поэтому важнейшая задача модернизации — борьба с коррупцией. Препятствует модернизации также сильный износ основного капитала, ветхость инфраструктуры, недостаток финансовых ресурсов.
Теоретически финансовый кризис 2008 г. и рецессия мировой экономики могли удачно послужить экономическим преобразованиям в России. Однако краткосрочное повышение мировых цен на нефть стало для российской экономики лишь мгновенным счастливым предзнаменованием, а в долгосрочной перспективе вызывает беспокойство.
Несмотря на харизматичные заявления высшей российской власти, браваду по поводу мнимых достижений и наполеоновские планы, неопределенность внешней среды, сложная внутренняя экономическая и политическая ситуация могут снова привести к тому, что перспективы экономического развития страны будут определяться случайным образом. По большому счёту, удивляться тут нечему. Все перечисленные выше трудности и риски хорошо известны современным российским экономистам. Однако, к сожалению, мало кто из них видит реальные причины и пути решения проблем, улавливает связь между российскими неудачами и коренными противоречиями капитализма. Большинство ограничивается лишь констатацией и неблагоприятными прогнозами.
А между тем очевидно, что в рамках сегодняшнего капиталистического развития решить эти проблемы не представляется возможным. По крайней мере, в рамках той модели капитализма, которая на сегодняшний день сложилась в нашей стране.
Олег Комолов