Политическая борьба за власть вышла на улицу. Это понимает и власть, и парламентские партии, и несистемная оппозиция. Пробуждение гражданского самосознания у огромных масс людей в стране заставило все традиционные силы по-новому взглянуть на свою работу и начать качественно перестраиваться. Единственно, смогут ли те вожди и партии, к которым привыкли узкие группы политически активных граждан, сделать это?
На конец февраля, когда до президентских выборов останутся считанные дни, в столице запланировано несколько массовых мероприятий. Если раньше субъекты политического процесса соревновались в заявлениях и резолюциях, то сейчас началась конкуренция митингов. Конкуренция, в которой известны все действующие лица, их приёмы, численность «поголовья» на площади, но не возможное изменение политического расклада.
Конкуренция митингов: задача со всеми известными и неясным результатом
Власть неожиданно решила массовым митингом отметить 23 февраля. Планируется, что на Манежной площади соберутся до 200 тысяч сторонников Путина и его курса. То, что соберутся, мало вызывает сомнений. Но вряд ли кто-то думает, что власть откажется от традиционного для себя способа «сгонять» людей. Всё будет уныло-предсказуемо: разнарядки по школам, предприятиям, почтовым отделениям. Привезут из регионов молодых людей, которые на камеру не смогут двух слов связать про то, для чего они приехали.Захотят ли власти украсить своё мероприятие флагами «Единой России» пока не известно. Но, скорее всего, нет. На митинге на Поклонной горе флагов этой партии практически не было, а с трибуны ораторствовали в том числе и те, кто публично продолжает заявлять о том, что они признают гибельность курса власти. В частности, Кургинян и Проханов. Получается, что власть уже тратит кучу сил для того, чтобы собрать митинг хотя бы под блёклым лозунгом «антиоранжизма».
Уже сотни тысяч человек посмотрели в Интернете наспех сделанный ролик «Россия без Путина». Его основная мысль такая, что если Путин уйдёт, то страну ждёт настоящий апокалипсис. Будет, якобы, отделение от страны Сибири, Поволжья и Дальнего Востока. Северный Кавказ вообще станет целиком исламским халифатом, а немощная в экономическом плане Грузия захватит Северную Осетию и Краснодарский край. Будет бешенная инфляция, тотальная победа фашистов со свастикой на выборах всех уровней, проклятые американцы возьмут под контроль наше ядерное оружие… Похожим образом и выступают все кургиняны, леонтьевы. Но вряд ли даже после таких картинок власть сможет мобилизовать людей в свою поддержку. У нас граждане всё-таки не с Марса совсем недавно прилетели жить в России. Да и по уровню образования не таковы, чтобы всерьёз думать, что стоит уйти со своего поста одному отдельно взятому достаточно заурядному персонажу без особых талантов, как настанут вечные муки, страшный суд, ад и погибель. И идея о внешнем влиянии Запада уж совсем смехотворна. Россия, получается, настолько слаба, что без Путина умрём в одночасье. Как же, спрашивается, бездуховная алчная Европа до сих пор не умерла. Ведь у неё таких национальных лидеров, которые могли бы беседовать с махатмой Ганди на равных, и нет.
Что с идеологическим посылом у власти слабо, знает и сама власть. Может, только известные братья Нестеровы, что издают на свои деньги феерическую газету «Любимый Президент», придут на очередной митинг поддержать ЕР по зову сердца. А кремлёвским политтехнологам митинг 23 февраля нужен, скорее всего, как очередная возможность заработать. Им самим на судьбу власти плевать, как и на свою репутацию. Иначе бы не создавали всякие «Наши», не рядили бы за бюджетные деньги всех в снегурочек и не проводили бы поражающие глупостью «селигеры». Им важны деньги и дорогие бестолковые предметы роскоши, которые можно на эти деньги покупать.
А народ отлично видит, что социальные проблемы не решаются, что с каждым годом жизнь становится дороже. Если в начале эпохи «стабильности» обычный инженер, рабочий или учёный могли позволить себе съездить летом на Юг, то теперь вынуждены в буквальном смысле голодать. И замороженные до лета тарифы на услуги ЖКХ вряд ли кого-то заставят коленопреклоненно ждать от власти улучшения.
Да и выходя на митинги по своей воле против Путина и под прессом «за» него, люди прекрасно понимают, что от этой власти никогда не дождёшься самого главного: справедливости и честности. А без них никакие лозунги, международные контракты, газопроводы, новые танки с ракетами, Сколково не нужны. После войны люди жили очень бедно, ютились в коммуналках и подвалах, перешивали пиджак отца в платье для дочери, но знали, что есть настоящая дружба и взаимопомощь. А когда тотально никому нельзя доверять, то жить в такой стране вообще невозможно. Даже если у каждой семьи будет в кредит куплен автомобиль. Которого, кстати сказать, у большинства нет, а власть кормит только обещаниями через 5-10 лет довести зарплату врача в регионах до крайне скудных 20 тысяч рублей в месяц.
Так что митинг у власти 23 февраля получится массовым, а поддержка так и останется нулевой. А потом и митингов не будет. Хоть Путин и наберёт большинство голосов на выборах, но даже из-под палки поддерживать могильный запах «стабильности» мало кто захочет.
Другой вопрос, что будет делать оппозиция. Она тоже крайне растеряна. На 26 февраля в Москве запланирована достаточно странная акция в виде живой цепочки на Садовом кольце. Куда выходить, как становиться? Правда, если акция удастся (а предыдущие митинги показали, что граждане способны к живому народному творчеству и самоорганизации), то удар по власти будет немалым.
Единственный вопрос состоит в том, что лидеров у народного протеста нет. Всем говорящим про «оранжевый» сценарий хочется напомнить, что и в Сербии, и в Грузии, и на Украине в результате митингов к власти приходила партия, у которой крали победу на выборах. А у нас Зюганов, Миронов и Жириновский не смогут победить ни при каких условиях. Да и протестовать после выборов они не будут, ибо вписались в путинскую стабильность очень хорошо. За них будут голосовать только потому, что больше не за кого. Но большинство граждан прекрасно понимает, что кандидаты эти властью надоевшей подкормлены и одобрены в качестве участников выборного спектакля. И все попытки Зюганова, Жириновского или Миронова собрать на волне народного движения отдельные партийные митинги пока с треском проваливались.
Но провалились и попытки либералов, что в Госдуме отсутствуют, собрать людей только на свою поддержку. Да, трибуну захватили на всех митингах Немцов, Навальный, Рыжков, люди из близкого им по духу окружения писателей и журналистов Парфёнов, Чхартишвили (Акунин). Но люди приходили не их слушать, а своё мнение высказать. Да и, если говорить откровенно, то у либералов есть свои зарегистрированные партии. «Яблоко» есть, «Правое дело» есть. Явлинский с Митрохиным на свои митинги много собрать не смог. Раскручиваемый ныне Прохоров вообще свои акции собирать не рискует. Думать, что это у Явлинского (наиболее приличного и интеллигентного из либералов) такая низкая поддержка, а у незарегистрированного «Парнаса» она много выше — вообще на грани безумия.
Есть сегодня слабые попытки оседлать народный протест некоей коалицией либералов, левых и националистов. Собираются форумы, оргкомитеты, идут многочасовые бесплодные дискуссии между мало кому известными представителями малочисленных и слабых движений. Каждое такое движение в отдельности пока не способно даже просто понять состояние современного российского общества. Троцкисты продолжают говорить о том, что они будут ещё 40 лет (минимум) водить себя по пустыни, раздавая листовки у заводских проходных. Наиболее активные из бывших и действующих членов КПРФ продолжают собирать бюро, пленумы, райкомы, горкомы, бороться за каждую букву нужного только для внутреннего пользования постановления «об антинародном режиме». Более радикальные левые не могут пока придумать ничего принципиально нового, как продолжать проводить пикеты самоотверженных групп с задержанием. Националисты вообще ничего менять в своей тактике не хотят. Либеральные интеллигенты и не способны.
За окном бушует, а все политические организации не знают что делать. Для многих из них, наверное, комфортнее думать, что всё скоро успокоится, выберут Путина, и можно будет дальше спокойно собираться на малочисленные митинги, проводить отчётно-выборные конференции.
И именно в этих условиях появляется шанс. Не столько для партий и их лидеров, сколько для самих граждан. Если люди будут готовы и после президентских выборов отстаивать идею нелегитимности власти, а все претенденты на неё упорно будут прятаться, то не останется другого пути, как снизу начать формировать гражданские советы, выбирать делегатов на учредительное всероссийское собрание. Да, это будут и не в полной мере выборы, ибо не будут всеобщими. Но все активные будут участвовать. Выходящие на провластные митинги либо присоединятся в некотором числе к народному движению, либо будут сидеть дома. Историю всегда делают неравнодушные и активные. А какой будет новая власть, левой, правой, — не так уж и важно. Она будет адекватной, ибо будет опираться на живое творчество масс, желание граждан вершить судьбу своей страны. А партии с политиками потом появятся.
Андрей Иванов