От редакции: cтатья была написана до событий 19 января в Киеве, но по-причине большой загруженности редакции и наличия других информационных поводов публикуется только сейчас.
Изначально протест не имел массового характера. Сам по себе «Евромайдан» собирал множество энтузиастов, в основном молодёжи, которая пылала желанием жить как в Европе и наивно полагала, что подписание соглашения об ассоциации, которая даже не предусматривает безвизового режима со странами ЕС, моментально изменит всю жизнь к лучшему. Ко благу украинской оппозиции большинство людей не читало текст соглашения, и депутат от партии «Удар» мог спокойно рассказывать, что через 15 лет Украина будет ведущей страной в ЕС.
На «Евромайдан» многократно пытались выйти так же представители левых движений, чтобы принести туда социальные лозунги и выразить свою позицию. Но почти сразу они стали там персонами нон-грата, на них совершались нападения со стороны шовинистов. Плакаты левых рвались, их самих избивали.
Массовый протест начался после разгона утихающего майдана. Сложно сказать, был ли это «хитрый план» власти, от которого она выиграла, ошибка или чьё-то предательство. Но безосновательный и жестокий разгон майдана возмутил большую часть населения. Сотни тысяч людей вышли на акции протеста, захватили правительственные здания, штурмовали администрацию президента (АП). Штурм АП проводился никакими не провокаторами, а различными праворадикальными группировками, действия которых пытались остановить на протяжении многих часов и Порошенко, и Тягнибок, и Кличко, которых освистывали и оскорбляли. По сути штурм остановили не они. Шовинисты долго тёрлись у «стены» из срочников МВД, которым был дан приказ не атаковать, били их, нерешительно наезжали бульдозером. Но как только подошли спецподразделения, произошло «победоносное отступление Украинского легиона», и все убегали, не оглядываясь и не оказав ни малейшего сопротивления. Убегавших догонял «Беркут», жесточайшим образом избивая всех без разбору. Досталось и зевакам, и журналистам. Избиения продолжились и после того, как задержанных стащили в кучу. Постояв напротив подразделений «Беркута» и покричав «Зека геть!», радикалы ушли по зову «лидеров оппозиции» и по причине того, что сделать что-либо ещё было уже невозможно. К тому же, особо интеллектуально развитых шовинистов удалось уговорить идти валить памятник Ленину, что в тот раз не увенчалось успехом.
С тех пор правые радикалы полностью закрепились как авангард майдана, который задал ему тон. Майдан окончательно отстранился от «евро» и стал политической ареной борьбы за власть со стороны оппозиции и борьбы против власти существующей со стороны широких масс. «Лидеры оппозиции» имели чёткий план захвата власти. Однако что-то почти аналогичное уже было. План, очевидно, был рассчитан на 2015 год, а сейчас, в условиях «фальстарта», он оказался глуп и наивен. На первом же заседании Верховного Совета всем стало ясно, что власть не боится, и план провален и нелеп в данной ситуации. Отступить значило признать поражение. Начали тянуть время, пытаясь хоть как-то спасти ситуацию. Но время было оппозиции не на пользу. Хотя власти и предприняли ещё одну неудачную попытку разогнать майдан, что вылилось в новую волну протеста, от этого выиграли только сами власти.
Всё, что далее происходило на «Евромайдане», только дискредитировало его в глазах украинцев и ЕС. Поиски провокаторов, избиение профсоюзных активистов, ночные рейды, осквернение могил, многочисленные акты вандализма и полная бесперспективность в дальнейшем. Единственная «победа революции» это уничтожение памятника революционеру, возле которого стояла милиция с чётким приказом не мешать, ибо что же могло быть выгоднее Януковичу? Отлично отражало настроение и то, что монумент пытались как можно сильнее испортить, чтобы нельзя было восстановить — «революционеры» уже готовились к поражению своей «революции».
Позже накал усилился, ВО «Свобода» продолжало раскалывать майдан: ночные рейды с избиением людей, нападения под нелепым предлогом на активистов майдана из организации «Общее дело», которые стояли у истоков майдана, взлом хранилища в городской администрации, скандальное заявление в пользу певицы Русланы («главы» ГО «Майдан»). Ну и заключительным, на момент написания статьи, стал «Факельный марш», который прошёл под лозунгом «С новым счастьем, с Новым Годом, с президентом Тягнибоком». На протяжении всего декабря заявляли, что майдан требует от «оппозиции» единого кандидата в первом туре выборов, что весьма логично, если желать победы над Януковичем. Но после этого события оказалось, что вся тройка «оппозиционеров» идёт на выборы, чтоб обеспечить Януковичу победу в первом туре.
Вместе с тем, людей начинают «радовать» перспективой, что стоять на майдане им ещё нужно более года. Естественно, это начинает «радовать» и местных жителей. К тому же, судьба Украины в последнее время очень часто решалась переломом политических настроений в столице, а они именно сейчас постепенно меняются в сторону Януковича. Если ранее майдан поддерживало большинство украинцев, то сейчас большинство выступает против майдана.
Выводы, которые можно сделать:
1) У Украины гигантский протестный потенциал, которым легко воспользоваться революционным (в данном случае не имеется в виду «оппозиция») силам. Абсолютное большинство выходило не за деньги и не по зову оппозиции, а против правящей олигархической элиты. Это эпизод обострения бессознательной классовой борьбы.
2) Благодаря «оппозиции» от этого эпизода одержала тактическую победу действующая власть, которая до майдана не имела шансов победить на выборах, а весь революционный потенциал народа сошёл на нет.
3) ВО «Свобода» ещё раз подтвердила, что её хозяева располагаются либо в Межигорье, либо в Кремле (последнее гораздо вероятнее). Вклады ВО «Свобода» в усиление настроений против евроинтеграции, в раскол общества (которое поначалу консолидировалось против бандитской власти) и в пользу существующей власти переоценить невозможно.
4) Правые радикалы накопили достаточно сил не только для того, чтобы не пускать на майдан любые левые организации, но и задавать ему тон. После абсолютной свободы на майдане и полной безнаказанности они сильно укрепят свои позиции. Правые идеи будут распространяться с каждым днём президентства Януковича. С другой стороны, они отторгают от себя широкие массы своей асоциальностью.
5) Левые же показали, что их движение существенно слабее, точнее — оно вообще не способно сейчас на эффективную борьбу, но импульс для своего роста и развития от майдана оно получило. Теперь только от принципиального пересмотра тактики и решительной напряжённой работы будет зависеть, угаснет этот импульс бесследно или всё-таки даст какие-то плоды.
Георгий Весёлый, Функция Вейерштрасса