Кризис вступает в свой третий год. В 2008-м мы узнали о нем, а пропагандисты российского чуда потратили добрую половину года на то, чтобы убедить нас, будто нашему отечеству никакие экономические проблемы не грозят. Если бы половину энергии, потраченной на пропаганду, направили на подготовку к назревающим трудностям, многое сейчас было бы совершенно иначе.
В 2009 году кризис в полной мере вступил в свои права. Сократился спрос, люди теряли работу, упал рубль. Чиновников начала охватывать паника. Но катастрофы не произошло. Триллионы долларов, потраченные ведущими мировыми правительствами, помогли стабилизировать ситуацию. Стабилизировать кризис, но не преодолеть его. Для преодоления системного кризиса нужны системные сдвиги. Нужны, как минимум, реформы, нужно изменение модели общественного развития. Однако усилия элит направлены именно на сохранение существующей модели неолиберального капитализма. Красивые слова о социальной ориентации власти, призывы к модернизации – все это остается лишь лозунгами до тех пор, пока не меняются структуры и правила игры.
Из «консервативной модернизации» ничего не выйдет просто потому, что нынешний кризис для нашей страны это уже и есть ее результат.
Консервативная модернизация проводилась на протяжении всех 2000-х годов, и даже если это словосочетание не произнесилось, то суть политики была именно такова. Эта политика привела нас туда, где мы находимся сегодня. И вывести нас из кризиса она не сможет.
Модель развития, восторжествовавшая в начале нового века, исчерпала себя с поразительной быстротой. Она была построена на крайне шатком фундаменте. Оставив миллионам людей роль пассивных зрителей, государственная власть сегодня изумляется, не обнаруживая в стране даже признаков той «конструктивной инициативы», без которой нет смысла говорить о прогрессе или модернизации. Ну, что же – власть получила именно такую страну и такое общество, какие на протяжении последних лет старательно и последовательно создавала.
Перемены назрели, несмотря на то что большинство населения России сегодня не хочет их и боится их. Капитализм развивается через кризисы, это закон системы. Экономические циклы оборачиваются социальными катаклизмами и политическими конфликтами. Но в высшей степени наивно полагать, будто прекращение промышленного роста автоматически ведет к революции, а крах банковской системы означает крушение капитализма.
Кризис знаменует начало нового периода в общественной жизни. Назад пути нет, и все нерешенные противоречия, накопившиеся на протяжении двух десятилетий неолиберальных реформ, выходят наружу. Они должны быть разрешены. Но как, в чью пользу и кем будут они разрешены – вопрос, ответ на который зависит от самого общества, от каждого из нас.
Надежды оппозиции на то, что хозяйственные проблемы приведут к немедленному краху политической системы, были наивны и отражали лишь внутреннюю слабость оппозиционеров.
Не умея привлечь людей на свою сторону, выдвинуть понятные и привлекательные лозунги, не желая конструктивно, день за днем работать с социальными движениями, противники власти – как либералы, так и левые – могли лишь ждать подарка судьбы в виде внезапного идеологического прозрения масс. Да, история порой преподносит подобные подарки политическим радикалам, но и их все равно надо заслужить. И если собственная деятельность оппозиционных сил не вызывает у людей симпатии и поддержки, то даже рост антисистемных настроений в массах не приведет к росту влияния оппозиционеров.
Опросы общественного мнения фиксируют «сдвиг влево», но на политической и даже социальной практике это никак не отражается. И неудивительно, ведь «спросу» не соответствует предложение. А люди, которые начинают критически относиться к демагогии правящих кругов, отнюдь не готовы отказаться от подобного критического взгляда, когда в качестве альтернативы им предлагают такую же дешевую демагогию, только с «левым» акцентом. Для того, чтобы убедить людей последовать за собой, надо быть убедительными хотя бы для самих себя.
Выкрикивание лозунгов и размахивание флагами – проявление слабости. Сейчас такое время, когда нужно не кричать, а говорить. Трезво, честно, терпеливо.
Стабилизация кризиса, наступившая в середине 2008 года, дала чиновникам долгожданное успокоение, усилив растерянность и неврастению в рядах оппозиции. Но кризис никуда не ушел, он просто переходит в новую фазу. А стабильность, купленная ценой масштабных финансовых вливаний в экономику, гарантирует нам, что болезнь примет затяжную форму. Скорее всего, это к лучшему. Обществу нужно время, чтобы осознать новую ситуацию, понять, что возврата к прошлому не будет, решиться на перемены.
В 2008 году говорили о финансовом кризисе. В 2009 году спад охватил промышленность.
Наступающий 2010 год окажется годом социального кризиса, когда последствия промышленного и финансового упадка скажутся на повседневной жизни, на организации быта и отношениях между людьми, когда выяснится, что проблемы образования и пенсионного обеспечения неотделимы от вопросов промышленной политики и административного управления.
Наступающий год принесет немало сюрпризов, но вряд ли даст решение встающих перед обществом вопросов. Однако можно надеяться, что за этот год общество, по крайней мере, сможет осознать эти вопросы и почувствовать их остроту.
Ускорить процесс осознания выкрикиванием лозунгов и стоянием в изолированных малочисленных пикетах невозможно.
Но критический анализ, трезвые дискуссии, добросовестное обсуждение проблем могут оказаться самой лучшей пропагандой в условиях, когда людей тошнит от вранья и демагогии.
Надо просто говорить правду.
Не скрывать своих взглядов.
Не бояться неприятных выводов.
Не поддаваться иллюзиям.
Не отступать перед трудностями.
Вот простые принципы, руководствуясь которыми наш сайт будет продолжать свою работу. Мы уверены, что в условиях социального кризиса эти принципы будут востребованы.