Десятисерийная драма «Больница Никербокер» стартовала на канале Cinemax (дочерняя сеть HBO) в августе, и еще до премьеры получила официальное продление на второй сезон. Редкий случай, когда заказчики даже не стали дожидаться рейтинговых данных, что говорит о несомненной уверенности канала в качестве продукта. Сериал имеет и режиссера с мировым именем (Стивен Содерберг) и звезду в главной роли (Клайв Оуэн). Причем, в отличие от прочих именитых режиссеров, приходящих на тв-проекты чтобы в лучшем случае ограничиться работой над пилотной серией, Содерберг сделал весь сезон самостоятельно, что, безусловно, задает некую новую планку для будущих перебежчиков с большого экрана на малый.
Добившись практически всех возможных лавров (золотая пальмовая ветвь в Каннах, «Оскар», две премии «Эмми»), Содерберг, по собственному признанию, несколько подустал и разочаровался в киноиндустрии и даже говорил в многочисленных интервью о возможности завершения карьеры, однако предложение поработать над «Никербокером» отодвинуло эту перспективу, по крайней мере на пару лет.
Режиссер обращался к медицинской тематике и раньше — в далеком 1996 году он снял теперь практически забытый фильм «Анатомия Грея», а много лет спустя прикоснулся к ней вновь — в «Побочном эффекте» и «Заражении».
Основной темой сериала является, собственно, цена прогресса в медицине, которую платят врачи — первопроходцы и экспериментаторы, вынужденные использовать пациентов в качестве материала для накопления опыта. Нет антибиотиков, нет анестетиков, нет почти ничего, кроме энтузиазма и скальпеля. Да и энтузиазм иногда сменяется отчаянием — когда кажется, что все бессмысленно и остается только пустить себе пулю в висок. С самоубийства хирурга после неудачно проведенного кесарева сечения и начинаются основные события сериала — повышение по службе главного героя Джона Такера, его конфликт с начальством, навязывание в коллеги врача с недопустимым в те времена цветом кожи…
Из реально существующих исторических персонажей к Джону Такеру наиболее близок Уильям Хальстед — «отец американской хирургии», разработавший и внедривший анестетики. Хальстед еще в конце XIX века много экспериментировал с кокаином, делая инъекции себе и студентам-добровольцам. В итоге он обнаружил анестезирующие свойства вещества, но стал зависим от кокаина, а позже и от морфина. В «Никербокере» с доктором Такером случается прямо противоположное — уже будучи наркозависимым, он обнаруживает возможность применения кокаина в качестве анестезии.
Прежней «вершиной» медицинской драмы была восьмисезонная история другого врача-наркомана — Грегори Хауса. Логично, что во многом «Никербокер» отталкивается от своего предшественника — в частности, берет его почти полный сюжетный костяк — сверходаренный главный герой с плохим характером и наркотической зависимостью, женщина-босс над ним, плюс честолюбивый темнокожий коллега на подмогу. Плюс неполиткорректные шутки и максимально откровенный и кровавый натурализм, который соперничает уже вовсе не с «Хаусом», а скорее с «Игрой престолов», «Декстером», «Записками юного врача». С точки зрения стиля, это более всего напоминает садистские эпизоды жизни мадам ЛаЛори из третьего сезона «Американской истории ужасов» — только она своих рабов резала ради собственного удовольствия, а тут все-таки не совсем мясники работают — иногда даже и спасают кого-то.
С творением Райана Мерфи «Больницу Никербокер» роднит и общее стремление достичь эффекта отвращения и восторга одновременно, и там и там на одно из первых мест выходит стиль. В «Никербокере» трущобы, грязь, антисанитария и социальное дно в целом выглядят и чернушно и столь красиво, что почти гламурно. Нечто подобное могло бы получиться, если бы кто-то заставил Леонида Парфенова снять фильм о Диккенсе. Возможно, даже и ботинки были бы как у героя Оуэна — белыми.
Музыку для сериала сочинил композитор Клифф Мартинес, работающий с Содербергом начиная с его дебютного фильма «Секс, ложь и видео». Тревожное электронное сопровождение дополняет общую депрессивную атмосферу и нагнетает еще больше мрачности и скепсиса.
Несколько портит впечатление от «Никербокера» его действительно во многом предсказуемый успех, отчего возникает подозрение в его изначальной рецептурности, заданности, конъюнктурности. Коммерческие ремесла часто сводятся к нахождению готовых элементов, комбинируя которые можно все время получать новый продукт. Содерберг вложил в «Никербокер» много своего, авторского, но много взял и чужого, заемного. Что в итоге перевесит, сказать сложно, однако после первых трех серий Содерберг — автор, кажется, немного впереди по сравнению с собой же заимствователем. Посмотрим, что будет дальше.