Сериал The Leftovers («Оставленные») — новая попытка соединить социальное и мистическое в одном флаконе от канала HBO. Режиссером пилотного эпизода выступил Питер Берг, знающий толк и в блокбастерах («Хэнкок»), и в кабельном «мыле» («Огни ночной пятницы»).
Но уже при беглом знакомстве с сериалом возникают большие сомнения в перспективах его долгожительства. Может ли мрачное и медленное повествование быть одновременно рейтинговым и захватывающим? Прямо скажем, немногие телевизионные продукты давали положительный ответ на этот вопрос. «Оставленные» стараются изо всех сил — и что-то у них получается, хотя, скорее всего, более внушительных показателей по числу зрителей данному сериалу не достичь. Однако, он имеет все шансы получить продление на второй сезон в случае признания его «имиджевым» проектом HBO — каким, скажем, является «Фарго» для канала FX.
Завязка «Оставленных» сразу дает понять — слез и деструктивности впереди будет много.
В обычный будний день происходит странное и таинственное событие — около 2% населения планеты исчезают неизвестно куда. Нет ни тел, ни сколь бы то ни было внятных объяснений случившемуся. Литературная основа «Оставленных» — одноименный роман американского писателя Тома Перротты, к которому добавился сценарный гений Деймона Линделоффа. Последнего многие ценители сериалов любят (и ненавидят) за работу над суперкультовым «Lost» («Остаться в живых»). «Lost», стартовав для своего времени совершенно фантастически, от сезона к сезону угасал в муках и оставил после финального эпизода множество неразрешенных вопросов, из-за чего Линделофф теперь имеет репутацию любителя нагнать тумана и ничего особенно не объяснять. Однако, в случае с «Оставленными» материал и автор сценария, видимо, нашли друг друга, потому что уже и роман Перротты достаточно мистичен и запутан. Пожалуй, сериал едва ли стоит смотреть тем, кто любит точное итоговое совпадение концов с концами — этого после первых пяти серий ожидать не приходится.
По атмосфере «Оставленные» более всего близки к другому продукту канала HBO — сериалу «Клиент всегда мертв». В каком-то смысле это следующая ступень освещения темы посттравматического синдрома. Если «Клиент…» рассматривал способы примирения с неизбежностью смерти, а также скрупулезно препарировал похоронные ритуалы как некую возможную терапию после ухода близких людей, то «Оставленные» пошли дальше и рассматривают ситуацию жизни после апокалипсиса, социальной катастрофы, которая коснулась каждого и не отпускает — своей необъясненностью, загадочностью, дающей надежду в том числе и на возможное возвращение пропавших. В каком-то смысле все умерли в «день отбытия» — и исчезнувшие, и оставшиеся. По крайней мере, в сериале нет ни малейшего намека на возможность возвращения героев к обычной жизни, более того, на примере образования секты молча курящих людей в белой одежде показано, как некоторые в прямом смысле цепляются за произошедшую трагедию, воспринимают ее как повод не жить дальше, при этом как бы имея смысл такой не-жизни. Каковой заключается в том, чтобы и другим ни в коем случае не дать забыть о произошедшем.
Основной претензией к сериалу является, конечно, некоторая неправдоподобность самой ситуации — что после исчезновения всего лишь каждого пятидесятого жителя планеты герои «Оставленных» по большей части пребывают в тяжелой депрессии и спустя три года после трагедии, однако, если принять это как художественную данность и войти в атмосферу, уловить медленный ритм, дальше все начинает выглядеть достаточно логически стройно и естественно.
С точки зрения актерской игры сериалы текущего сезона вообще радуют многими по-новому раскрывшимися талантами (чего стоит только Мэтью Макконахи в «Настоящем детективе»), а в «Оставленных» просто заново родившимся выглядит Джастин Теру, который до того мог запомниться зрителям разве что работами у Дэвида Линча («Малхолланд Драйв», «Внутренняя империя»). Теру играет депрессивно-саркастичного шерифа Кевина Гарви, у которого хотя никто из близких не пропал, но от дня «отбытия» он пострадал ничуть не меньше прочих, жизнь практически рухнула в пустоту. Жена ушла в тоталитарную секту, дочь не может пережить разлад между отцом и матерью, сын не желает общаться ни с кем из членов семьи и даже не отвечает на телефонные звонки.
Наоборот, несколько потерянной смотрится в сериале Лив Тайлер — как звезда, она привлекает к себе несколько большее внимание, чем прочие актеры, однако роль ее пока что выглядит одной из наиболее невнятных. Впрочем, возможно, что героиня Тайлер раскроется в будущих сериях — сериал только что перевалил за экватор первого сезона, а значит (надеемся на Линделоффа), все самое таинственное и загадочное еще впереди.