В конце июня в Сан-Сальвадоре прошла очередная ежегодная XXII Встреча Форума Сан-Паулу (ФСП), объединяющего в своих рядах основные левые партии Латинской Америки и Карибского бассейна.
За год, минувший с прошлой встречи политическая ситуация для латиноамериканской левой заметно испортилась. В двух ведущих странах Южной Америки – Бразилии и Аргентине – власть оказалась в руках правоцентристских сил. Потеряли лево-националистические силы и власть в Перу. «Правый поворот» стал хотя и не тотальной, но реальностью для Латинской Америки. XXII встреча проходила в Сан-Сальвадоре, столицы страны, где левые находятся у власти с 2009 г. Не без проблем, но Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ), вот уже третий раз выступающий в качестве партии-хозяйки ФСП, реализует эффективную социальную политику, в стране сокращается бедность, ослабевает организованная преступность.
На сей раз на встрече представители левых латиноамериканских партий были вынуждены с определенной долей самокритики посмотреть на происходящие на их субконтиненте процессы. В Декларации, принятой по итогам мероприятия в Сан-Сальвадоре, говорится, что левые должны пересмотреть свою стратегию и направить ее на построение «новой демократической модели» и подлинно «народной власти» в странах Латинской Америки и Карибского региона. Одновременно ФСП призвал латиноамериканских левых бороться за совершенствование революционных и социальных процессов. Признавая, что, несмотря на достигнутые левыми и левоцентристскими правительствами успехи (социальная и экономическая стабильность, преодоление бедности десятков миллионов человек, получение миллионами граждан доступа к работе, здравоохранению, образованию и т. д.), возникла ситуация, когда все достижения могут быть подорваны «изнутри», партии-члены ФСП одновременно констатируют, что далеко не все было сделано до сих пор из того, что было сделать необходимо.
Но все же главный пафос и самого обсуждения в Сан-Сальвадоре, и принятой на Встрече Декларации заключался в том, что необходимо искать контрмеры против «имперского контрнаступления», направленного на демонтаж левой политики, на вышибание у левых и прогрессивных сил Латинской Америки всех социальных, политических и институциональных приобретений, полученных ими в XXI в.
С точки зрения партий, участвующих в ФСП, эти достижения левых «затрагивают интересы исторически господствующих классов и империализма», который, естественно, желает восстановить контроль над странами субрегиона любыми средствами и «вернуться к старым авторитарным схемам». Лучшим способом противостоять этому, считают латиноамериканские левые, служит «углубление социальных изменений».
Вряд ли следует специально уточнять, что за «имперским контрнаступлением», с точки зрения входящих в Форум Сан-Паулу партий, стоят прежде всего именно Соединенные Штаты. В очередной раз подтвердив свой принципиальный антиамериканизм и антиимпериализм, объединенные в Форуме Сан-Паулу партии и социальные движения выступили за «укрепление механизмов сотрудничества, консолидации и интеграции» на латиноамериканском пространстве, имея в виду прежде всего форматы ALBA, UNASUR и CELAC. «Мы подтверждаем нашу приверженность защите независимости, суверенитета и самоопределения наших народов», – подчеркивается в итоговой декларации XXII Встречи ФСП в Сан-Сальвадоре.
Кроме того, партии — члены Форума подтвердили свою солидарность с кубинским народом, особо подчеркнув поражение американской стратегии в отношении «острова свободы», высказались в поддержку мирного процесса в Колумбии и в полном объеме заявили о поддержке процесса Боливарианской революции в Венесуэле. Недавние события в Бразилии были квалифицированы латиноамериканскими левыми как государственный переворот, «являющийся частью имперского контрнаступления» против прогрессивных сил в регионе. ФСП выразил свою полную солидарность с Партией трудящихся, которая, как хорошо известно, является одним из инициаторов создания и функционирования самого Форума.
Квалифицировав события в Бразилии, связанные с удалением Дилмы Русеф с поста главы государства как «удар по демократии, социальным правам, национальному суверенитету», ФСП, заметив, что Латинская Америка оказалась в спирали наступления консервативных сил, пользующихся поддержкой «Империи», то есть Соединенных Штатов, со своей стороны обратился с призывом «построить политический и континентальный социальный фронт».
Очевидно, с точки зрения представленных на Форуме партий, ядром такого фронта должны стать именно левые партии в отдельных национальных государствах. Но фронт не может ими никак ограничиться, он должен вобрать в себя также прогрессивные, социальные и народные движения региона, охватывающие самые широкие социальные слои латиноамериканских и карибских обществ, включая, в частности, молодежь, лиц, принадлежащих к ЛГБТ-сообществу, женщин, коренных жителей, чернокожих потомков выходцев из Африки и т. д.
Довольно важный момент — это понимание латиноамериканскими левыми того, что «культура сегодня является одним из основных видов оружия господства национальных олигархий и крупных корпораций, стремящихся контролировать весь мир и остановить освободительный проект». Поэтому, говорится в финальном документе Форума, необходимо усилить борьбу идей во всех сферах деятельности, делая особый упор на собственные средства массовой информации, пытаясь таким образом мобилизовать граждан на защиту их политических и социальных интересов. Иными словами, ФСП открыто высказался за формирование «контргегемонистского фронта» в новых, менее благоприятных для латиноамериканской левой геополитических условиях.
Очевидно, что залогом будущих успехов левых в Латинской Америки будет сохранение единства прогрессивного лагеря и в целом в регионе, и в отдельных странах. Об этом также говорилось в Сан-Сальвадоре, но следует признать, что политические лозунги далеко не всегда совпадают с реальными процессами. Здесь можно вспомнить о совершенно противоречивой тактике многих представленных среди членов ФСП аргентинских левых партий перед вторым туром президентских выборов в Аргентине; о серьезных расхождениях в левом движении Боливии по референдуму, организованному президентской партией за предоставление Эво Моралесу права бесчисленное число избираться на президентский пост; о противоречиях между властями и социальным и организованным индейским движением в Эквадоре по ряду стратегических для развития общества социальных, экономических и природоохранительных вопросов.
Но самым, думается, вопиющим примером отсутствия единства левых сил можно назвать Бразилию, где недавно депутаты и сенаторы от участвующих в ФСП Бразильской социалистической партии (БСП) и Социалистической народной партии (СНП) голосовали за импичмент Дилмы Русеф, а вскоре после ее отрешения в новом кабинете (в сущности, преобладающе правоцентристском) члены БСП и СНП получили министерские портфели.
Все эти примеры, увы, показывают, что вопрос о единстве левых сил в Латинской Америке действительно стоит очень и очень остро. Тем не менее, несмотря на болезненные поражения и отступления, происшедшие в 2015 и 2016 гг., партии, входящие в ФСП, убеждены, что Латинская Америка и Карибский бассейн продолжают находиться «на передовом краю борьбы народов за общество справедливости и свободы, без эксплуатации и угнетения». Думается, что так оно и есть на самом деле.