Кандидат в президенты США Хиллари Клинтон лидирует на первичных выборах в четырех штатах. Об этом свидетельствуют данные предварительного подсчета голосов, которые приводит CNN. Клинтон обгоняет сенатора от Вермонта Берни Сандерса во Флориде (64,4%), Северной Каролине (54,5%), Иллинойсе (50,7%) и Огайо (56,5%). С минимальным перевесом Клинтон также завоевывала первенство в Миссури, пятом штате, где проходили праймериз Демократической партии 15 марта — 310,6 тыс. у Клинтон и 309,1 тыс. голосов у сенатора Берни Сандерса.
На праймериз Республиканской партии лидирует миллиардер Дональд Трамп. Он набрал большинство голосов в Миссури, Иллиноисе, Северной Каролине и Флориде. При этом в Миссури он также выиграл с минимальным перевесом — Тед Круз и Дональд Трамп набрали около 41%, получив 380,1 тыс. и 381,7 тыс. голосов соответственно. После объявления предварительных результатов, сенатор от Флориды Марко Рубио снял свою кандидатуру в президенты США. «Америка сейчас находится прямо посередине настоящего политического шторма, настоящего цунами. И мы должны были это предвидеть», — заявил Рубио.
На праймериз в Огайо Трампа опередил сенатор штата, Джон Кейсич. Он пообещал избирателям продолжить участие в предвыборной гонке, сообщает Reuters.
Для победы на внутрипартийных выборах демократов одному из кандидатов нужно получить не менее 2383 голосов делегатов. Клинтон уже получила 1021 голос по результатам праймериз, а также 467 голосов суперделегатов – высших функционеров Демократической партии. Сандерс набрал 678 голосов делегатов и всего 26 голосов суперделегатов.
Накануне нынешнего голосования, как подсчитала New York Times, в активе у Трампа 460 голосов делегатов, у Круза – 369, у Рубио – 163 и у Кейсика – 63. Для претендентов-республиканцев исход голосования во Флориде, Иллинойсе и Огайо важен прежде всего тем, что, по правилам, в этих штатах победитель получает все голоса делегатов на национальный съезд: 99 голосов во Флориде, 69 – в Иллинойсе и 66 – в Огайо. В Миссури и Северной Каролине голоса делегатов распределяются между претендентами пропорционально.
В июне 2016 года на общенациональном съезде в Филадельфии один из претендентов будет официально выдвинут однопартийцами как единый кандидат в президенты США от демократов. Выборы главы Белого дома назначены на 8 ноября 2016 года.
— Голосование 15 марта было первым по-настоящему серьезным поражением для кампании Берни Сандерса, — комментирует итоги праймериз директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. — Её стратегия строилась на том, что запланированные неудачи в южных штатах будут компенсированы успехами на Севере. После победы в Мичигане, среди сторонников Сандерса царила эйфория, поскольку казалось, что прогноз подтверждается. От 15 марта ожидали перелома, были основания выиграть в 3 из 5 штатов – в Миссури, Иллинойсе и Огайо. От Северной Каролины многого не ждали, а с Флоридой связывали определенные надежды. Перед выборами Сандерс по всем опросам выигрывал дебаты, а на митинги собирались многотысячные толпы, тогда как Хиллари не удавалось мобилизовать своих сторонников.
Однако итоги голосования опровергли эти надежды. Во Флориде результаты оказались много хуже ожидаемых. Неожиданностью стало поражение в Огайо, где Клинтон победила довольно уверенно, несмотря на то, что даже её команда боялась неудачи в этом штате. В Северной Каролине результат Сандерса оказался лучше прогнозировавшегося, но всё же не давая ему шанса выиграть штат. Наконец, в Иллинойсе и даже в Миссури он проиграл, хоть и отстав совершенно незначительно.
Чем объясняются эти неудачи? Возможно, подвела эйфория, царившая в лагере кандидата перед 15 марта. Выясняется, что массовой уличной мобилизации и массовых митингов недостаточно: большое число людей, симпатизирующих Сандерсу, просто не пошло голосовать, тогда как пенсионеры, не пользующиеся интернетом, и афро-американцы, организуемые своими общинными лидерами, явились на избирательные участки. Анализ избирательной географии показывает, что Сандерс выигрывает в городских округах, но проигрывает в сельских. Именно из-за концентрации больших масс в городах создается ощущение неудержимой силы его кампании. Но для того, чтобы побеждать, нужно не только иметь за собой в городе и большинство, нужно, чтобы большинство стало подавляющим, а этого пока нет.
Также Сандерс добивается лучших результатов по субботам, чем по вторникам. Объяснение тому очень простое, многие работающие американцы просто не успевают к участкам, закрывающимся в 19.00. Все эти обстоятельства были организаторами кампании явно недооценены.
Означает ли это, что у Сандерса уже нет шансов победить? Нет, шансы пока остаются, поскольку впереди голосование в урбанизированных штатах Севера и Запада. Но нельзя не признать, что положение кандидата резко осложнилось и его шансы на победу существенно уменьшились. Правда, есть ещё одно обстоятельство, которое может неожиданно сработать за Сандерса: до сих пор Хиллари Клинтон находится под расследованием ФБР в связи с утечкой по её вине секретной информации. Если итог расследования будет не в её пользу, это создаст ей очень серьезные проблемы, вплоть до выбывания из гонки. Но может статься, что ФБР обнародует результаты расследования уже после того, как Хиллари будет официально объявлена кандидатом от Демократической партии, а затем можно ждать победы Дональда Трампа на выборах.
Наконец, остается открытым ещё один очень важный вопрос – что будут делать Сандерс и его сторонники в случае поражения? Попытаются ли они создать собственную партию (которая выступит на выборах в Конгресс и с новым кандидатом будет бороться за президентский пост в 2020 году), либо просто смирятся с неудачей?