По итогам воскресных парламентских выборов в трех землях Германии Христианско-демократический союз (ХДС), возглавляемый канцлером Ангелой Меркель, добился победы лишь в Саксония-Анхальте, получив 29,8% голосов. В Баден-Вюртемберге ХДС набрал 27% и уступил зеленым (30,3%), а в Рейнланд-Пфальце (31,8%) – социал-демократам (36,2%).
При этом во все три ландтага (земельные парламенты) прошла правая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ), набравшая соответственно 24,2, 15,1, 12,6% и голосов. Правом голоса в трех землях обладали в общей сложности 12,7 млн граждан – почти пятая часть избирателей. От расстановки сил в регионах зависит состав бундесрата – федерального законодательного органа, в который входят представители правительств 16 земель.
Главными пунктами программы основанной в 2013 г. АдГ являются евроскептицизм и ужесточение миграционной политики, ранее партия прошла в ландтаги пяти других земель. На выборы правые шли под лозунгами “Закроем границы, остановим миграционный хаос!”. Лидер партии призывала дать пограничникам право расстреливать всех, кто пытается проникнуть в Германию нелегально. Летом 2015 года рейтинг “Альтернативы для Германии” не поднимался выше трех-пяти процентов.
Ранее канцлер Германии Ангела Меркель предупреждала немецких избирателей, что выступающая с критикой миграционной политики канцлера партия “Альтернатива для Германии” не предлагает никаких решений и разделяет общество Германии. По ее словам, правительственные чиновники и основные политические партии должны участвовать в дебатах с “Альтернативой для Германии” и максимально дистанцироваться от их программы.
Также канцлер Германии подчеркнула решимость не закрывать границы с другими странами ЕС, рассчитывая найти общее решение для кризиса с мигрантами. По ее мнению, сделать это можно путем укрепления внешних границ Евросоюза и договоренностей с Турцией, через которую беженцы попадают в Грецию, а затем и в другие страны Европы.
Между тем пресс-секретарь германского правительства, Стивен Свиберт заявил, что провал на выборах никак не повлияет на политику Германии в отношении беженцев. “Мы будем продолжать выбранного курса в Германии и за ее пределами в полную силу”, – добавил он.