Мы с детства знаем, что самые приятные сюрпризы в нашей жизни происходят в момент, когда «на смену декабрям приходят январи», под бой кремлевских курантов, что вкуснейшие лакомства и наиболее ценные подарки мы находим под новогодней ёлкой или — если кому-то особенно повезло и папа проявил распорядительность и упорство в хождении по ёлочным базарам — сосной. Эти подарки на всю жизнь памятные, возвращающие к нам близких, любимых родителей, даже если их уже давно нет рядом. Иное дело, когда в роли коллективного Деда Мороза пытается выступить нынешняя российская буржуазная власть. Тут уж нам всем становится точно не до поисков радости.
На излёте ушедшего года Министерство топлива и энергетики РФ обнародовало для общественного обсуждения проект постановления федерального правительства, предусматривающее корректировку принципов применения пресловутой «социальной нормы» на потребление гражданами электроэнергии. Вкратце напомним, о чем идёт речь.
22 июля 2013 года председатель партии «Единая Россия» и по совместительству председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление № 614, вступившее в силу 1 августа того же года. В этом документе был определен порядок установления и применения «социальной нормы» потребления электрической энергии. Дмитрий Анатольевич в очередной раз «одарил милостью» граждан России, разумеется, на свой манер, как и подобает либеральному рыночнику, пытающемуся перелицовывать нашу страну на западный лад и на деле усугубляющему тем самым периферийный, отсталый, зависимый от ведущих империалистических держав характер современного российского капитализма.
Тогдашняя медведевская новация в корне изменила сложившуюся за долгие годы систему оплаты населением электроэнергии. Правительственным решением вводилась «социальная норма потребления электроэнергии», величина которой устанавливалась «уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ», а также утверждалась методика расчета указанной социальной нормы по шести группам домохозяйств и шести типам жилых помещений.
Мотивы гражданина Медведева были вполне понятны: втянув Россию в ВТО, правительственные аппаратчики попытались уйти от бюджетных субсидий тарифов на потребляемую гражданами электрическую энергию и переложить — в очередной раз — расходы на жилищно-коммунальную сферу, а данном случае на энергопотребление, на плечи населения.
При этом истинная цель, как принято в буржуазном государстве, маскировалась пафосными фразами о «стимулировании экономии», «более справедливом распределении расходов» и «энергоэффективности».
Сразу было понятно, о чем мы и предупреждали наших читателей, что широко разрекламированное снижение базового тарифа никакой экономии рядовым потребителям не принесет: «социальная норма» быстро исчерпается, а за перерасход придется платить намного больше. Понимая, что введение «социальной нормы» лишь усилит социальную напряженность, что отвечать за рост протестов придется местным чиновникам, региональные власти либо заложили весьма щадящие для населения показатели «социальных норм», либо и вовсе отсрочили их введение до 2016 года, как это произошло, например, в Санкт-Петербурге.
Казалось бы, налицо большой провал Дмитрия Медведева, а, значит, власти пора сделать адекватные выводы и с извинениями перед гражданами РФ отменить «социальную норму» раз и навсегда. Но настоящие либералы-рыночники из российского правительства никогда не пасуют перед трудностями в своём стремлении как можно туже затянуть энергетическую удавку на шее населения! И вот предлагается с 1 июля 2016 года отменить «социальные нормы» на потребление электричества, действующие сейчас в некоторых регионах, а вместо них ввести два новых варианта расчета стоимости электроэнергии.
Во-первых, за неё при наличии счётчика можно будет платить по трехставочному тарифу: на замену ныне действующего общего либо двухставочного («день» и «ночь») тарифов появится тариф с тремя различными по стоимости периодами («пик», «полупик», «ночь»). Соответственно, расчёт в таком случае ведется с использованием трёх тарифов, на этом основании и проводятся платежи. Согласно второму варианту, объем расходов на освещение будет зависеть от того, сколько электроэнергии было потреблено за месяц. За величину до 150 киловатт-часов в месяц граждане будут платить по минимальному тарифу, электроэнергия, израсходованная в объеме от 151 до 600 киловатт-часов в месяц, будет стоить на 12% дороже, а свыше 600 киловатт-часов в месяц — уже на 52% дороже, нежели по базовому тарифу. Фактически речь идёт о той же самой пресловутой «социальной норме», но под другим соусом.
Но главная опасность правительственного проекта таится отнюдь не в этом. Предполагается введение так называемой «абонентской платы» за электроэнергию в виде фиксированного платежа за содержание электрических сетей.
Первоначально он составит 20 рублей в месяц, а потом будет индексироваться чиновниками, исходя из прогнозного уровня инфляции. Прогнозировать, естественно, будут адепты гражданина Медведева, а утверждать их прогноз, оформленный в виде правительственного постановления, самолично гражданин премьер. Платить будут все: даже дачники, не живущие в своих домах зимой, даже командированные, оставившие свои квартиры закрытыми и не пользующиеся услугами освещения во время своего отсутствия, даже отпускники за время пребывания в санатории или туристической поездке.
«Энергопотребления нет, счётчики не крутятся — а ты, браток, всё равно нам заплати», – такова логика правительственного законопроекта.
Не мытьём, так катаньем высокопоставленные функционеры хотят облегчить жизнь руководителей и собственников энергетических компаний, переложить тяготы кризиса на плечи потребителей, в очередной раз ограбить трудящихся ради сверхприбылей владельцев естественных монополий из числа как доморощенных, так и зарубежных акционеров.
Проект новых правил, во многом напоминая пресловутую «социальную норму», делает упор не на потреблении электроэнергии по количеству отдельных лиц, а привязывает нормативы к домохозяйствам. Значит, пострадают наиболее многочисленные из них, то есть те семьи, где вместе, под одной крышей, живут представители нескольких поколений. При использовании второго варианта оплаты однозначно в накладе окажутся жители северных регионов и крупных городов, которые наверняка расходуют в своей квартире (домохозяйстве) более 150 киловатт-час в месяц. Точно такое же повышение тарифов будет означать применение второго варианта оплаты и для жителей коммунальных квартир, довольно многочисленных, например, в Санкт-Петербурге (вспомним популярную на берегах Невы присказку: «Северная столица России — не только культурная столица, но и столица коммуналок»).
Само собой разумеется, что проект правительственного постановления не предусматривает никаких действенных механизмов общественного либо депутатского контроля над энергоснабжающими организациями, механизмом ценообразования, определения уровня тарифов, их экономической обоснованности. Всё отдается на откуп чиновникам.
Ни слова нет в документе и о том, как в новых условиях будет применяться никем пока не отмененная законодательная норма о недопустимости превышения в ходе оплаты жилищных платежей и коммунальных услуг определенного уровня расходов в сравнении с общим доходом семьи, будет ли эта разница субсидироваться, а если будет, то кем, как, в какие сроки, за счёт каких средств, каков будет механизм получения гражданами подобных субсидий.
Налицо очередная попытка властей заставить граждан платить за социально значимые услуги по рыночным ценам, помочь монополистам увеличить свои прибыли и снять ответственность с буржуазного государства за положение дел в сфере ЖКХ. Именно об этом и стоит говорить в ходе общественного обсуждения данной проблемы, добиваясь и изложением критических мнений, и проведением публичных акций протеста того, чтобы в подобном виде правительственный законопроект принят не был.