Биография человека, долгие годы представлявшего США на международной националистической арене. Дэвид Дюк начал свой путь с фетишизации Третьего Рейха, попробовал себя в роли куклуксклановца, локального политика, кандидата в президенты и перевоплотился в лектора академического антисионизма. Русские правые политики приглашали его в Москву. СМИ наперебой писали о Дюке, а националисты превозносили как мессию, который, как выяснилось позже, оказался лишь алчным создателем фантомных организаций. Свою роль сыграла патологическая склонность к казино, приведшая его в тюрьму, а гвоздь в свою репутацию вбил сам Дюк, объявив радикала Андерса Брейвика агентом Моссада.
Школьник-гитлерист
Талса, штат Оклахома: в семье из среднего класса родился сын. Было 1 июля 1950 г. Отец мальчика Дэвид работал инженером в Shell Oil, мать Элис страдала алкоголизмом. Вскоре семейство перебралось в пригород города Жантильи-Вудс, Луизиана.
В школе Дэвид держался особняком, много читал, из-за чего получил прозвище Дюк-тошнотик.
Политизировался он в 14 лет, когда посетил собрание «Совета американских граждан», организации, пытавшейся обратить внимание на дискриминацию белых и криминализацию афроамериканцев.
Завсегдатаи Совета снабдили любознательного парня книгой Карлтона Путмэна «Раса и корни: взгляд янки». Как вспоминал Дюк, «это произведение стало моей литературной Одиссеей». Однако разбором полетов негритянской проблемы мальчик не удовлетворился: в руках у Дэви появились книги про Третий Рейх. Подросток на вечеринках САГ активно пересказывал «достижения» Гитлера, что спровоцировало конфликт. Американских консерваторов заботили негры, а не евреи.
Если в школе Дюк не встречал проблем, то в военном училище, куда его направил отец, паренька поджидали неприятности. Воспитатели поймали Дэвида с флагом Национал-социалистической рабочей партии и наказали весь класс. Ночью в общежитии Дюку учинили темную. Пришлось возвращаться в государственную школу, где юноша объявил забастовку против спуска флага США в знак траура по Мартину Лютеру Кингу.
Расово мотивированный студент
Годы, проведенные в Луизианском университете, в Батон-Руж, куда он поступил в 1968 году, закрепили за молодым человеком репутацию горластого наци. Комнату Дэвида в общежитии украсили плакаты вождей и военнослужащих гитлеровской Германии. Каждый общавшийся с Дюком узнавал, что самый великий американец — это Джордж Линкольн Роквелл, основатель «Американской нацистской партии». Студент идеализировал расизм. Он писал в листовке «Расиалист», сентябрь 1970:
«Расовый идеализм, или расизм означает, что главный ресурс нации – качество людей. Только расовая точка зрения может дать ответ правительству, хороша или плоха та или иная мера для населения. Ни коммунизм и капитализм, ни иная материалистическая догматика не в силах спасти нашу расу, единственное спасение – белый альянс».
Оттачивать навыки парень стал в тусовке университетского городка «Переулок свободы слова». Студенты выпивали, курили марихуану и соревновались в красноречии. Большинство говорило о мире во всем мире и бессмысленной войне США во Вьетнаме. Дюк каждый день поносил евреев и афроамериканцев. Был скандал во время визита в Новый Орлеан адвоката Уильяма Канстлера – защитника леворадикалов, черных националистов, исламистов, гангстеров. Дюк заглянул на встречу, одевшись немецким штурмовиком, нацепив значок Gas the Chicago 7, намекая на необходимость убийства «Чикагской семерки», клиентов адвоката, участников пацифистских беспорядков 1968 года в Иллинойсе.
Потом была мутная история с поездкой к отцу в Лаос летом 1971 года, после которой молодой человек заявил, что уничтожал бойцов Вьетконга. Доказательства этому отсутствуют.
На студенчество Дюка приходятся первые проблемы с полицией. Его задерживают в январе 1972 года по обвинениям в «подстрекательстве к бунту» после нападений «Черных пантер». В том же 1972 году ему инкриминируют махинации с фондами кандидата в президенты Джорджа Уоллеса. Суд отклонил обвинения. Также Дюка заподозрили в нарушении новоорлеанского закона, запрещающего хранить в стеклянных емкостях огнеопасную жидкость.
Первая организация, открытая Дэвидом Дюком в 1970 году, – «Студенческий союз белой молодежи». Проект примкнул к «Национал-социалистической партии белых людей», осколку наследия Джорджа Роквелла. Сокурсникам Дюк говорил: «Нам, нацистам, суждено уничтожить систему». Обещание не выполнено и по сей день.
Эгоцентричный куклуксклановец
Дэвид получил высшее образование в 1974 году. Дома ему не сиделось и на свет появилась новая фракция известного Клана – «Рыцари ККК». Чем отличался Клан Дюка от других? Сменой приоритетов: главными врагами Дэвид назначил евреев, а негров сместил на почетное второе место. В идеологически обновленный Клан устремились адепты белой гордости и нелюбители еврейского народа: алабамский радикал Дон Блэк из НСПБЛ (ныне администратор форума «Stormfront») и калифорниец Том Метцгер.
Дэвид покончил с религиозными предрассудками и половой дискриминацией и выкинул на свалку истории белый балахон. «Рыцари ККК» были рады не только протестантам, как ортодоксальные «куки», но и католикам. Распахнулись двери перед женщинами и несовершеннолетними. Дюк выстроил линию привлечения и провоцирования СМИ.
Не успев сформировать организацию, он попадает на ток-шоу Тома Снайдера с NBC. Дэвид стал самым молодым расистом, рассказавшим о своих взглядах с экрана телевизора.
В ближайшие годы руководитель «Рыцарей ККК» с минимальными затратами неоднократно попадал в общенациональные новости. Провел карликовые туры: «Рейд свободы на Север» в солидарность с бостонскими школьниками, которых принудительно переводили учиться в черное гетто, и антииммигрантский «Клан присмотрит за границей» в Калифорнии. В последнем эпизоде десяток куков позировал перед репортерами.
Как демократ от Батон-Руж Дюк в 1975 году пытается попасть в сенат Луизианы. Он набирает 11 079 голосов и занимает третье место. Но затем, в 1976 году, суд штата признает Великого Дракона виновным в подстрекательстве к расовым беспорядкам и приговаривает к 6 месяцам испытательного срока и 500 долларам штрафа.
Проект с ККК выявил качества Дюка: неспособность к руководству при росте организации и конфликтность. Заговорили об эгоцентризме Дюка, его любви к роскоши, воровстве денег. Даже свой дом он ремонтировал за счет клансменов. Только незначительные части финансов фонда шли по назначению. В 1979 году Метцгер демонстративно порвал с Дюком, назвав его виртуозом шарлатанства. Спустя годы, пройдя череду судебных процессов и посидев в тюрьме, сегодняшний антигитлерист Метцгер не изменил своего мнения. Эта оценка — не глас вопиющего в пустыне: многочисленные активисты слово в слово повторяли его вердикт, поработав с Дюком. Только интернет-националист Дон Блэк остался дружен с Дюком.
Еще Дюк попробовал себя как писатель: под псевдонимом Дороти Вандербильт и Джеймс Конрад опубликовал самоучитель для женщин «Finders Keepers» (1976). Там были наставления об анальном сексе и диете. Книгу нашли фривольной и не переиздали.
Пластическая операция и Маутхаузен
Наигравшись в куклуксклановца, в 1979 году Дэвид Дюк вновь баллотировался в сенат штата по спискам демократов. Результат подсчета бюллетеней обнадежил, Дюк получил 26 процентов голосов. В следующем, 1980 году, он участвовал в президентской гонке, набрав 0,04 процента голосов.
Опустошать карманы идеалистов «расово вдохновленный» Дэвид продолжил в 1981 году посредством «Национальной ассоциации для продвижения белых людей». Тезисы для благополучия белых людей Дюк черпал в тоталитаризме и в турецком нацизме Мустафы Ататюрка, вырезавшего сотни тысяч греков, курдов и армян. Из программной статьи 1984:
«Америка должна понять, что эпоха тоталитаризма дает примеры величайших государственных деятелей. Например, Кемаль Ататюрк, который лучше других политиков понимал значимость расовой однородности для национального становления».
Главная функция Ассоциации вылилась в продвижение одного единственного белого человека – Дюка. Набравшийся опыта в словесных баталиях Дэвид обрушился с критикой на ККК, описывая их как примитивных ненавистников негров, лишенных интеллектуальной прослойки. Это, впрочем, не помешало многим фракциям клана войти в Ассоциацию.
Дюк добился пожертвований, но, как пишут докладчики «Антидиффамационной лиги»: «Между 1980 и 1987 годами только один раз был показан по телевидению». К середине 80-х численность Ассоциации достигла списочного состава в 1000 человек, а внятная деятельность отсутствовала. Единственное заметное событие с участием Дюка – попытка заблокировать шоссе в 1987 году, привлекая внимание, как пишут репортеры, «к противодействию расовой интеграции» в Камминге, штат Джорджия. Он получил штраф в размере 55 долларов и один год условно.
Между 1980 и 1990 годами мышление Дюка претерпело ощутимые изменения. На него повлияли трудночитаемые труды Бена Класмена о «творческом потенциале белого человека». Восхваления Рейха заменил ревизионизм Холокоста. Дюк в 1986 году посетил австрийский концлагерь Маутхаузен. Погуляв по обветшалым баракам, американец заявил о невозможности убийства 6 миллионов евреев. Никаких научных обоснований он приводить не стал, но добавил себе титул «эксперта-ревизиониста». Новшеством от Дюка стоит назвать серию косметических операций в 1987 году.
Дэвид – единственный националист в США, который, подобно мэйнстримным политикам, лег под нож хирурга. Медики уменьшили нос, увеличили подбородок.
Эпизодический триумф
Более арийский Дюк сломя голову ринулся в эпицентр расового конфликта в округе Форсайт в 1988 г. Еще одной масштабной акцией стали президентские выборы 1988 года. «Коалиция света», как Дюк обозначил кампанию, набрала 5 процентов голосов в Луизиане и очень мало по всей стране.
Первый и последний избирательный успех поджидал на выборах в Палату представителей штата. Дэвид, позабыв про евреев, сосредоточился на щедрых обещаниях снизить налоги на дома стоимостью ниже 75 тысяч долларов. И взял в первом туре 33 процента голосов против 19 у противника Джона Трина. Второй тур Дюк одолел с трудом: набрал 50,7 процента с перевесом в 227 голосов. Шел он от Республиканской партии.
Устроившись в кресле чиновника, Дэвид учинил кампанию по борьбе с расовыми меньшинствами, попытавшись протянуть законопроекты о штрафах за наркоторговлю и введение допинг-контроля для кандидатов на социальную и медицинскую помощь.
Однако белый электорат ждал выполнения обещанного на выборах, чего Дюк не исполнил. В Палате представителей националист заседал с 1989 по 1991 год.
Раззадоренный успехом, в 1990 году Дэвид пошел ва-банк. Его новая цель – место сенатора от штата в Сенате США. Потратив 2,4 миллиона долларов, Дюк набрал 607 391 голос. При этом, по статистике, 60 процентов белых республиканцев Луизианы отдали предпочтение националисту. Затем, в 1991 году, Дэвид бросил вызов губернатору Луизианы демократу Эдвину Эдвардсону за неделю до выборов. Но рекламная кампания с оклеиванием автомобилей листовками «Голосуй! Это важно!» была не на высоте, дебаты с противником вялые. Эдвардсон победил. А за Дюка проголосовали 671 009 человек.
Игры «Выбери меня!» завяли в 1992 году. Консерватор, ныне апологет Путина, Патрик Бьюкенен предложил американцам практически идентичный пакет реформ, как у Дюка. Внимание СМИ к персоне луизианского расового идеалиста практически иссякло.
ЕВРО, не только валюта
На политическое и информационное поле Дэвид Дюк вернулся в 1998 году с книгой «Мое пробуждение. Путь к расовому мышлению». Через два года на фоне неудачной кампании кандидата в президенты того самого Бьюкенена многоликий Дюк дает старт «Национальной организации евро-американских правых» – проекту, обыгрывающему скептицизм к культуре янки. В 2001 году трудно выговариваемое название меняется на ЕВРО, так как прежнее, как выяснилось, уже давно использовала компания по пошиву одежды NOFEAR, которая, ссылаясь на авторское право, пригрозила судебным иском.
ЕВРО остается главным проектом Дюка и приносит денежные пожертвования. Но никакой политической деятельности ЕВРО не видно, кроме съездов с фуршетами.
Впрочем, бренд поддерживают люди, в глаза не видевшие Дюка. Например, культовый техасский скинхед Майкл Бойд, посаженый на 20 лет за расстрел африканца, который пытался его убить.
Развернуться на родине у Дюка не получилось, в 2000 году ему пришлось спешно бежать из США. Причина – уклонение от налогов и мошенничество. Погуляв два года за рубежом, 12 декабря 2002 года Дэвид заключил сделку с правосудием: 15 месяцев в тюрьме Техаса в обмен на признание вины. Дюк дал показания, что на протяжении 30 лет получил от поклонников сотни тысяч долларов и спустил все на красивую жизнь и казино. За махинации ему ещё прописали обязательный штраф – целых 10 тысяч долларов.
До получения срока в 2001 году Дюк опубликовал книгу «Мое пробуждение: еврейский вопрос», полную нелюбви к евреям и симпатий к палестинцам, ставшим жертвами Израиля. Работа прошла как защита диссертации по философии на докторскую степень в украинской Межрегиональной академии управления персоналом. Ее вскоре перевели на десяток международных языков. И, естественно, на русский язык усилиями отечественных «борцов» с «еврейской мафией». На фоне трудночитаемой макулатуры российских антисемитов работа «доктора украинских наук» Дюка явно выделяется.
Дюк за рубежом: птицы тоже продаются
Американские националисты кисло взирают на Дюка. Кто работал в команде с Дэвидом, щедры на негатив: жулик. Но в Европе он звезда и регулярный лектор. Друг Британской национальной партии и Национал-демократической партии Германии.
Также Дюк живет в Целль-ам-Зе, Австрия. Там он под именем Эрнст Дюк облюбовал местечко на берегу озера Целлер-Зе, продавал по интернету открытки птиц и других представителей дикой природы, чем подрабатывал на жизнь. Он говорит: «Я не занимаюсь в Австрии политической деятельностью, а расслабляюсь, здесь красивые горы. Во всем мире есть красота».
В Европе у Дюка не все шло гладко. В апреле 2009 года турне по Чехии сорвала полиция. Дюка, планировавшего прочесть лекции про евреев, задержали по подозрению в нарушении Закона «Отрицание или одобрение геноцида и других преступлений нацизма». В случае признания виновным ему светило 3 года тюрьмы. В итоге полиция посоветовала покинуть Чехию. Дюк не уехал и попытался встретиться с поклонниками в Карловом университете в Праге, но администрация отказала в помещении. Потом был инцидент с незаконной высылкой из Италии в 2013 году и запрет приезжать в Швейцарию.
В России Дюк бывал неоднократно. Его принимал редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, коллектив уже запрещенного журнала «Атеней»: язычник Александр Тулаев и «расолог» Владимир Авдеев, забытый ныне уличный вождь Константин Касимовский. Описание вояжей в изложении «Южного центра защиты» весьма комично:
«После окончания холодной войны Дюк и крайнеправые русские испытывали друг к другу особое почтение. Первый визит Дюка в Россию датирован сентябрем 1995 года, там он встретил Жириновского, претенциозного неофашиста. Поездка повторилась в августе 1998 года, Дюк оказал поддержку антисемитским лидерам, как генерал Альберт Макашов, руководитель ультранационалистического крыла компартии, что предлагал убить всех евреев. Он регулярно навещает русских расистов, участвуя в их конференциях, таких как «Будущее белого мира» журнала «Атеней». Он сказал, что Москва — самый белый город мира».
Известность Дюка на волне критики евреев и Израиля проникла и на Восток. Как он заявил в интервью сирийскому телевидению: «Если сравнить Израиль и эру нацизма, то вторые более умеренные в политике». На этой волне преференции Дюку оказала Исламская Республика Иран. Дискриминация женщин и этноменьшинств, разжигание Ираном религиозной войны в Боснии (1991-1995) не помешали американцу рассыпаться в комплиментах стране. Дюк был приглашен на Тегеранскую конференцию о Холокосте в декабре 2006 года, где выступал с президентом Махмудом Ахмадинежаданом.
Теперь о Дюке мало слышно. Он держит сайт, где выпускает скучные обличительные видеолекции о евреях. В 2012 году он потряс радикалов, назвав националиста Андерса Брейвика, устроившего атаку на правящую в Норвегии евролевую Рабочую партию, сионистским провокатором от Моссада. Впрочем, это в стилистике ультраправых: подстрекать и отмежевываться.