Во вторник дальнобойщики Петербурга провели самую громкую и масштабную акцию за все время с начала протестов. Как рассказал РБК один из организаторов колонны дальнобойщиков, координатор движения «Тигр» в Санкт-Петербурга Александр Расторгуев, колонна дальнобойщиков растянулась на 6 км. Фуры вместе с легковым автотранспортом заняли два ряда шоссе, третий дальнобойщики оставили пустым для обгона.
С утра акция протеста “улитка”, подразумевавшая медленное движение по двум крайним полосам, проходила на городских окраинах – в Ленсоветовском, Шушарах и на кольцевой. Собравшись на Ленсоветовской дороге, дальнобойщики медленно, со скоростью не более 10 км/ч, двинулись в сторону Московского шоссе. Там их уже поджидала полиция. Она разбила колонну большегрузов на несколько групп. Воссоединиться вновь перевозчикам удалось уже на Колпинском шоссе.
Первыми, около 11 утра вторника, начали движение те грузовики, которые собрались на Московском шоссе, сразу же парализовав движение по магистрали. Добравшись до КАДа, они по кольцевой доехали до съезда на Софийскую улицу и продолжили движение в сторону Колпино. Здесь их ждала вторая группа водителей. Вместе, по подсчетам самих протестующих, колонна составила 300 грузовиков.
На Софийской улице состоялся стихийный митинг, который, для соответствия закону о массовых мероприятиях, назвали «народным сходом». Выступавшие на сходе призвали дальнобойщиков отправиться до Смольного, чтобы петербургские власти «услышали их». В какой-то момент во время перерыва и народного схода участники акции подожгли покрышку, что не осталось незамеченным федеральными СМИ, но не было одобрено большинством дальнобойщиков: несмотря на конфликт вокруг “Платона”, они по-прежнему подчеркивали, что цели их акций – экономические, а не политические.
Решение ехать на Смольный приняли ближе к обеду, когда поняли, что представители власти к ним не приедут. Маршрут проложили по кольцевой с поворотом на Октябрьскую набережную. Колонна длиной в 4 км двинулась в путь. Ехали медленно, переговариваясь по рациям. Колонну сопровождали сотрудники ГИБДД и полиции, которые, по утверждения Расторгуева, два раза пытались «разбить» движение фур. “Но мы приняли решение, что если хотя бы одну машину останавливают, останавливается вся колонна, а это провоцирует огромную пробку. Поняв это, полицейские перестали нас останавливать”, — говорит Расторгуев.
Где-то в середине пути стало известно, что губернатор Георгий Полтавченко к протестующим не выйдет. Зато им предложили встретиться с вице-губернатором Николаем Бондаренко и главой комитета по благоустройства Владимиром Рублевским. Комитет по благоустройству был выбран по формальной причине: в списке многочисленных полномочий ведомства есть обязанность по выдаче спецпропусков для грузового транспорта.
В итоге было достигнуто компромиссное решение: фуры не едут в центр и остаются на Октябрьской набережной. На встречу с чиновниками едут активисты на легковых автомобилях. Шестерых протестующих из инициативной группы были готовы принять в здании комитета по благоустройству на Караванной улице. Губернатор Георгий Полтавченко был в курсе этой инициативы и одобрил ее.
По словам собеседников в Смольном, чиновники не только готовы были ждать организаторов акции, но и пригласили представителей «РТ-Инвест Транспортные системы» вкупе с сотрудниками Севзапавтодора. Однако, пока чиновники с 16 часов ждали дальнобойщиков в комитете по благоустройству, грузоперевозчики искали, где им припарковаться, но натыкались на непонимание и угрозы со стороны ГИБДД. В итоге к 19.00 большегрузы вернулись к Смольному, где начался стихийный митинг. Дальнобойщики заявили, что готовы перекрыть фурами центр города, если власти не начнут переговоры.
Тем не менее спустя несколько часов полиция уговорила собравшихся разойтись. Тягачи покинули площадь у Смольного. Напоследок они пообещали накал протеста не снижать и 30 ноября отправиться в Москву с другими перевозчиками: «Мы видим, что власть не замечает протесты в регионах. Надо ехать к ней под окна и добиваться отмены «Платона», – заявил один из водителей акции.
Акции протеста не ограничились одним Санкт-Петербургом. Под Екатеринбургом дальнобойщики 24 ноября также перекрыли федеральную трассу. Как сообщает Ura.ru, это произошло возле стоянки на 30 км Тюменского тракта, где вчера прошел митинг водителей. Около 50 человек заблокировали движение на выезд со стороны Екатеринбурга. Находившийся неподалеку экипаж ДПС попытался вмешаться в ситуацию и стали выталкивать людей на обочину. Произошла потасовка, один из водителей был задержан. В ГИБДД по Свердловской области сообщают, что дорога в районе поселка Верхнее Дуброво была перекрыта в течение 20 минут.
“Это не первая акция протеста, которую мы проводим. Но первая, в которую нам пришлось так далеко отъехать от города. К сожалению, нас не видят и не слышат в Москве. Люди доведены до отчаяния. И если так все будет и дальше, то нам придется ехать маршем на столицу”, — сказал дальнобойщик Сергей Русских изданию 66.ru.
В Саратове дальнобойщики устроили акцию около офиса компании «Платон». Около 30 человек набросили себе удавки на шеи в знак протеста против введения сборов за причинение вреда дорогам. “Мы пришли сюда для того, чтобы на нас люди обратили внимание, а мы сами хотим взглянуть на этот «Платон», посмотреть, что он из себя представляет. Посмотрели”, — рассказал агентству «Свободные новости» грузоперевозчик Александр Черевко.
Между тем, сегодня более ста дальнобойщиков собрались на Театральной площади Омска, чтобы сказать «нет» новым сборам за дороги с большегрузов.
Отметим, что система сбора платы с фур массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам, получившая название «Платон», начала работать в России с 15 ноября. В этот день дальнобойщики по всей стране вставали по обочинам либо ехали с медленной скоростью в знак протеста. В итоге первоначальная сумма сбора в 3,73 рубля за км была снижена до 1,53 рубля за км. Эта цена продержится до конца февраля 2016 года. С 1 марта будущего года цена вырастет до 3,06 рубля за км.