«Всё имеет свой конец, только у сосиски их два», — гласит немецкая пословица («Alles hat ein Ende, nur die Wurst hat zwei»). Справедливость этой народной мудрости, разумеется, с точки зрения соприкосновения с полицейскими и миграционными чиновниками — а это само по себе вряд ли приятно любому честному труженику независимо от гражданства и этнического происхождения, — скоро начнёт доходить и до многочисленных украинских трудовых мигрантов. До 1 августа 2015 года они могли без ограничения по срокам пребывания находиться в России и работать в нашей стране без каких-либо дополнительных разрешительных документов. С началом декабря эта практика должна уйти в прошлое, а прежние льготы отменят.
Собственно, новостью дня эта информация не является. Об ужесточении правил пребывания в России для подданных киевской либерально-националистической хунты (жителей Новороссии, то есть Донецкой и Луганской областей, эти нововведения не затронут, для них льготный статус пребывания в РФ сохраняется) ещё 22 июля сообщил руководитель Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский:
«С 1 августа мы запускаем для граждан Украины 120-суточный механизм определения своего правового или трудового статуса. Если гражданин этой страны получит патент, разрешение на временное проживание или иной статус, разрешающий ему здесь находиться, то никаких проблем у него не будет. Если же он находится в тени, работает тайно или тайно тут пребывает, то через 120 суток мы закроем ему въезд на российскую территорию сроком на три года».
При этом закрытие права на въезд на российскую территорию будет осуществляться автоматически: после депортации нарушителя российского законодательства на историческую родину его реквизиты попадут в специальную электронную базу данных, и обратно пограничники его уже не пустят.
Понятно, что значительная часть украинских граждан оказалась в России не от хорошей жизни. Под властью проводящей неолиберальный курс киевской хунты повседневное существование куда хуже, чем в соседней России. Понятно, что большинство украинского взрослого населения, дважды за прошлый год одобрив деятельность либерально-националистической власти — на президентских и парламентских «выборах» — и вновь поддержав совсем недавно на местных «выборах» 25 октября всех тех, кто лишил и лишает их работы, спокойствия и мира в своей стране, в массе своей не хочет ни воевать, ни страдать ради сверхприбылей стоящих за спиной «национально-ориентированной» власти доморощенных и зарубежных капиталистов.
Ближайшая дорога — на заработки за рубеж, в том числе туда, где нет ни языковых трудностей, ни проблем культурного взаимодействия с «аборигенами», ни серьёзных визовых барьеров, как в странах Евросоюза. То есть в Россию. При этом иметь дело с нынешним киевским режимом «заробитчане» (так называют подавшихся на заработки украинских мигрантов) не хотят, но и кардинально рвать с ним, выступить против него, принять иное гражданство, не говоря уже об участии в движении сопротивления националистам и их либеральным союзникам, откровенно боятся. Оказавшись таким образом между двух стульев, украинские гастарбайтеры в России стали разменной картой в глобальной геополитической игре руководителей двух буржуазных государств, враждебных их классовым интересам, которые они сами, к сожалению, пока что внятно не осознают и тем более не формулируют, не превращают в конкретные действия.
«С 1 ноября преференции сохранятся только для тех граждан, которые в экстренно-массовом порядке покинули юго-восток Украины», — заявил руководитель ФМС в интервью ИА «Интерфакс». «С 1 ноября граждане Украины в течение 30 дней после въезда должны будут оформить правовой или трудовой статус пребывания на территории России. С 1 декабря в отношении нарушителей будут приниматься меры административного характера, включая закрытие въезда», — цитируют слова Константина Ромодановского «Ведомости».
Речь идёт о необходимости получить в течение ноября разрешительные документы: патент, разрешение на работу, вид на жительство.
«ФМС России неоднократно продлевала всем категориям граждан Украины срок временного пребывания в России. Последний срок продления заканчивается 31 октября», — ссылаются на слова заместителя руководителя ФМС Вадима Яковенко те же «Ведомости».
ФМС ведёт учёт граждан Украины, находящихся в «гостях» на российской земле, и, согласно этим данным на 7 октября, с начала обострения в феврале 2014 года ситуации на Украине в России дополнительно к прежним гастарбайтерам прибавилось более 1 миллиона украинцев. Всего же, полагает ФМС, в конце июля на территории РФ находилось около 2,642 миллиона граждан Украины. «Сегодня в России вообще без всякого статуса находятся порядка 430 тысяч украинцев. Кто-то из них работает по патенту, кто-то — без, кто-то просто находится у родственников», — констатировал тогда же руководитель ФМС. При этом 570 тысяч украинцев, перебравшись к нам после прихода к власти в Киеве либерально-националистической хунты, получили временное убежище, обзавелись статусом беженцев или разрешением на временное проживание. Ещё 100 тысяч человек воспользовались государственной программой по переселению соотечественников, которая позволяет получить российское гражданство в упрощенном порядке. Очевидно, что это беженцы, в основном из затронутых карательной операцией киевских властей регионов, из Донбасса. Их как раз можно понять: люди спасают себя, своих детей и внуков, бегут от палачей из ВСУ, душегубов из СБУ и убийц из «Правого сектора», но, повторим, эту категорию украинцев ограничения не затрагивают.
Помимо боевых действий и общей обстановки произвола и беззакония, криминального террора право-националистических банд, украинцев в Россию толкают и крах национальной экономики, безработица, обвал курса гривны. Сегодня в стране фактически идёт гражданская война, в ходе которой целые регионы для Украины потеряны. После развала СССР украинская экономика сократилась на треть, хотя во всём остальном мире выросла практически в два раза. ВВП Украины сократился за время «незалежности и самостийности» на 35%. По данным Всемирного Банка, это самый плохой результат в мире за последние 24 года. Как предположил в интервью ИА «Харьков» экономический и политический эксперт Константин Щемелинин, «гривна может упасть раз в 100 с уровня 2013 года. Вполне ожидаемым может быть падение гривны в течение следующих пяти лет до уровня 1000 гривен за доллар, при этом зарплаты и пенсии украинцев также значительно вырастут по номиналу». Номинальный рост в условиях галопирующей инфляции, разумеется, не означает роста покупательной способности зарплат и пенсий. Скорее, наоборот…
Даже если девальвация достигнет, как предполагает известный эксперт Александр Роджерс, уровня всего лишь 100 гривен за один доллар США, украинским трудящимся от этого легче не станет. В условиях либерально-рыночных реформ по рецептам МВФ, проводимых правительством Яценюка — Абромавичюса — Яресько, и полного демонтажа социальных функций государства в духе пресловутого «вашингтонского консенсуса» (для гражданки США и по совместительству украинского министра финансов мадам Яресько последнее особенно актуально!), в условиях тотального воровства, коррупции и уже состоявшегося в начале октября «технического дефолта», ничего хорошего народное хозяйство Украины не ждёт. Этим и объясняется стремление украинцев в Россию. Однако в условиях экономического кризиса численность рабочих мест сокращается, и конкуренция «заробитчан» с гражданами России и Белоруссии на заводах и стройках РФ российским властям не нужна, ибо будет дополнительно обострять и без того сложную и чреватую многими острыми конфликтами социальную ситуацию в стране. Особенно в условиях падения цен нефть и близкого исчерпания средств Резервного фонда. Отсюда в дополнение к уже указанным геополитическим причинам вытекают и недавние действия ФМС.
Массовое выдворение за пределы РФ украинских «нелегалов» будет иметь важные политические последствия для киевских правителей, так как негативно скажется, в частности, на положении экономики и финансов.
В прошлом году, по данным Национального банка Украины, только официальные денежные переводы частных лиц составили 4,9% украинского ВВП. В общей сложности гастарбайтеры переслали домой за 2014 год 6,5 миллиардов долларов. При этом на денежные переводы из РФ пришлось 2015,2 миллиона долларов, в то время как из США — 537,6 миллионов, из ФРГ — 328,0 миллионов. Очередной удар украинскому ВВП по доходной части бюджета очевиден, и вряд ли эти потери удастся быстро восполнить.
Вернувшись домой, украинские гастарбайтеры обнаружат, что «рiдна нэнька» («родная мать») Украина ждёт обратно своих парубков и селян, но отнюдь не для того, чтобы обеспечить их работой, которой в условиях полного развала украинской экономики там просто-напросто нет. «Рiдна нэнька» Украина ждёт их для того, чтобы поставить под ружьё и отправить убивать своих соотечественников в Донбассе. «Рiдна нэнька» Украина ждёт их для того, чтобы в очередной раз использовать в междоусобных разборках за власть между очередными парубиями и наливайченками, ярошами и тягнибоками. Разборками за право последних сидеть паразитами на шее трудового народа и в очередной раз переукрасть у него до сих пор ещё недоукраденное. Не исключено, что далеко не всем трудящимся на Украине подобный сценарий придется по вкусу.