1% — это не только те, против кого были обращены лозунги движения Occupy. В интернете существует своя теория одного процента, согласно которой, именно такова доля пользователей, принимающих активное участие в создании контента таких ресурсов как Википедия или даже YouTube. Остальные — всего лишь потребители, даже комментирование, тем более — редактирование удел очень немногих.
На изменение этого соотношения работают так называемые микро-сервисы вроде Твиттера, Инстаграма, etc. Этим и объясняется их популярность. Казалось бы, больше возможностей — при публикации любой длинны текстов, их оригинальном оформлении с опорой на знание хотя бы азов html, дополнении любого размера и формата иллюстрациями — всегда лучше, но чем проще (ввиду ограничений) создавать и размещать свой контент, тем большее число пользователей и тем охотнее в этот процесс вовлекаются. Полная свобода возможностей оказывается не такой уж желанной.
Так все большая массовость и до определенной степени равенство достигаются за счет равно ограничиваемых для всех возможностей. Не напоминает ли чем-то советский проект? Однако, конечно, никакого социализма, а, наоборот, чистый рынок. Ведь цель не в том, чтобы открыть наибольшему числу людей возможность публично высказываться — в том числе и на самые острые темы, а только в увеличении числа пользователей, просматривающих оплаченный рекламный контент, и обеспечении постоянного обновления страниц, этот контент содержащих.
Больше того, хотя ограничения количества знаков в сообщении, секунд в видеоролике и качества изображения несколько нивелируют различие между тем, что может опубликовать профессионал (писатель, фотограф, журналист) и рядовой пользователь, но преимущество всегда останется за теми, кто уже обладает определенной известностью, и проявляется в количестве лайков, репостов, комментариев, астрономические величины которых, тоже всегда могут быть конвертированы в доход от размещения оплаченных публикаций.
На некогда бесплатный и безрекламный жж, каким он по крайней мере начинался в еще не закоммерциализированном рунете, теперь можно оглядываться как на безвозвратно ушедший золотой век, когда у пользователей было дерзание что-то создавать, а не просто постмодернистская привычка тиражировать заимствованный откуда-либо контент, в подавляющем большинстве случаев не имеющий ни познавательной, ни художественной ценности. Если сгустить краски предельно — это уже вполне себе матрица, но только наши положительные (like) и отрицательные (гневные комментарии) эмоции питают не победившую человечество популяцию машин, а конвертируются в банальный, хотя никак не сопоставимый с достатком рядового пользователя доход.
Но, как современная жизнь уже немыслима без Википедии, за которую мы должны благодарить некий 1%, так и многообразные социальные сети, где, надо полагать, сидят остальные 99%, можно рассматривать в качестве своеобразной энциклопедии современности и повседневности. И здесь открывается поистине непаханое поле для социальных и культурных исследований — как самих публикаций, так и того, что за ними стоит.
Навскидку, весьма распространенный сюжет в инстаграмах западных пользователей: человек попал в аварию, упал с лошади, что-то еще с ним случилось, и вот он либо просто лежит в машине скорой помощи, либо, вопреки всему, демонстрирует поднятый большой палец. То есть опубликовано фото, снабжено тэгами, написан поясняющий ситуацию комментарий. Да, это личная история пользователя, то, что он пережил, но не то, что видел своими глазами или мог запечатлеть, держа смартфон в вытянутой руке. Как, кем, по какой инициативе делаются подобные снимки? Просит ли человек, зафиксированный на носилках так, что сам пошевелиться не может, медперсонал достать у него из кармана устройство, чтобы эту сцену заснять? Сформировалось ли уже у парамедиков некое этическое отношение к подобным ситуациям? Или фотографию делают участливые родственники? На телефон пострадавшего или на свой собственный, а ему потом изображение пересылают?
Или, например, фото с лежащей в гробу бабушкой и комментарием, как ее будет теперь не хватать, хотя она, безусловно, уже в лучшем мире. Как могла появиться эта фотография? Американский похоронный дом — декорации, конечно, экзотические, но благодаря кинематографу вполне представимые, красивый дорогой гроб, бальзамированное тело, которое, собственно, является центром всей церемонии, родные и близкие в мрачной расцветки одеждах… и вдруг кто-то из них помоложе извлекает смартфон и делает снимок. Как на это смотрят другие? Какие трансформации и даже тектонические сдвиги в толще повседневности знаменует собой это незамысловатое действие?
Словом, публикуя очередной лук, имейте в виду, что пока ваши эмоции подпитывают матрицу, ваши тела, по крайней мере цифровые их изображения, могут — как знать — послужить науке.