26 марта подтвердилась информация о том, что Экономический суд СНГ принял к рассмотрению иск Беларуси против России. Минск требует от Москвы отменить экспортные пошлины на поставку нефтепродуктов. Впрочем, к перманентной экономической войне между двумя участниками Союзного государства все уже давно привыкли.
Даже белорусские издания цитируют противоположные мнения экспертов. Например, «Белорусским новостям» генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев заявляет, что претензии Белоруссии «вполне обоснованны». А читателей издания «Салiдарнасць» экономист Леонид Заико, напротив, уверяет, что «такой судебный процесс будет абсурдным и позорным для Беларуси».
Российская сторона вспоминает о том, что под договоренности о создании Таможенного союза, да и предыдущие договоренности между Россией и Минском нефтяные экспортные пошлины не подпадают. Соглашения, достигнутые на заседании комиссии Таможенного союза в конце февраля этого года, предполагают, что вопрос о данных пошлинах должен быть зафиксирован в документах о создании Единого экономического пространства, которые, скорее всего, вступят в силу не ранее 2012 года.
Но дело в том, что белорусская сторона говорит не о нефти, а о продуктах ее переработки, поставляемых на белорусские заводы. И это усложняет дело для России.
Однако подобные международные судебные процессы всегда тесно связаны с политикой. Говоря о перспективах иска, стоит напомнить, что в состав Экономического суда СНГ входит пять судей, представляющих Россию, Белоруссию, Таджикистан, Казахстан и Киргизию.Фактически, очень многое будет зависеть от позиции представителей Таджикистана, Киргизии и Казахстана. По ряду причин, можно предположить, что большое значение будет иметь голос представителя Казахстана – кстати, он является заместителем председателя суда.
Параллельно с рассмотрением иска будут идти политические согласования. И здесь снова стоит вспомнить о Казахстане. Дело в том, что в начале февраля текущего года Казахстан, чьи НПЗ занимаются переработкой российской нефти, столкнулся с проблемами, схожими с белорусскими – в России была установлена пошлина уже на нефть, поставляемую на казахские заводы. Возможно жесткая позиция Беларуси приведет к сложной череде взаимных уступок, в том числе со стороны Москвы.
Стоит отметить, что внутри самого Казахстана идея участия в Таможенном союзе вызывает немало опасений. «Пока под флагом интеграции любой ценой и далеко не очевидных торговых преимуществ организуется не прагматический альянс, а очередная постсоветская химера», – писал казахский эксперт и общественный деятель Адил Тойганбаев.
Есть и более приземленные обвинения Таможенного союза со стороны казахской общественности. 25 марта казахская интернет-газета «Zona kz» опубликовала заявление, под которым подписалось 175 общественных деятелей республики. Там, в частности, говорится: «Казахстан присоединили к российской таможенной территории: единый таможенный тариф на 92 процента состоит из российского таможенного кодекса. Около 90 процентов поступлений от всех таможенных пошлин будет поступать в российский бюджет, а Казахстану будет доставаться лишь около 7 процентов. В результате, по оценкам экспертов, только от этого наш государственный бюджет будет непосредственно терять до 500 миллионов долларов ежегодно», – говорится в письме. Полномочия менять казахстанские таможенные пошлины делегированы новому наднациональному органу – Комиссии Таможенного союза, в которой 57 процентов голосов принадлежат России, а Казахстану и Белоруссии – по 21,5 процента. «Теперь Москва будет решать, какие пошлины будут на наших границах. В результате вхождения в Таможенный союз, Казахстан более чем двукратно повысил таможенные пошлины на более чем 5 тыс. наименований товаров народного потребления. Это уже больно ударило по карманам всех граждан Казахстана…».
В сущности, преимущества Таможенного союза для Казахстана действительно неочевидны. Судя по всему, Астаной двигает надежда на то, что Таможенный союз позволит им завоевать рынки других государств-участников соглашения. Характерно, что к сотрудничеству в этом направлении глава казахского МИД Канат Саудабаев призвал Китай. И не где-нибудь, а на страницах официального китайского издания «Жэньминь жибао». Он пригласил китайские компании к сотрудничеству заявив, что им будет «выгодно создавать высокотехнологичные СП в Казахстане, имеющем лучший бизнес-климат, и оттуда беспрепятственно поставлять свои товары на 200-миллионный рынок Таможенного союза».
По данным РИА «Новости», на заседании Комиссии Таможенного союза, состоявшемся 25 марта, было принято решение о распределении ввозных пошлин между бюджетами стран-участниц Союза, предполагающие несколько большую долю России, чем это предполагалось изначально. Но все же вряд ли сотрудничество в рамках союза будет основываться исключительно на уступках Астаны. Эта «вилка» создает некоторую надежду для Минска на то, что Россия может уступить по некоторым вопросам. Хотя эта надежда и не бесспорна – ведь до сих пор по ряду вопросов Москве удавалось договариваться с Астаной отдельно.
Судя по всему, российско-белорусские отношения будут развиваться по прежнему алгоритму. Россия будет стараться обеспечить доступ своих корпораций к наиболее интересным для них экономическим объектам Беларуси, параллельно переводя отношения с Минском в максимально прагматичную плоскость. Минск же будет сражаться за любую возможность удержать прежние льготы и максимально оттянуть их потерю.
Однако перспектива пока складывается не в пользу Минска. Серьезного конфликта между Москвой и Киевом по вопросам углеводородного транзита в ближайшее время не ожидается. А заявление Владимира Путина о том, что цены на газ для Украины могут обсуждаться, показывает, что Москва сейчас готова идти на уступки Киеву. В этом случае вопрос о поставках газа и газовом транзите на украинском направлении будет, скорее всего, решен полюбовно. Возможно, уступки России украинской стороне связаны как раз с тем, что необходимо обеспечить себе «тылы» для более жесткого разговора с Минском. Сближения белорусского руководства с партнерами в ЕС имеет свои пределы – они наверняка будут добиваться приобретения важных экономических объектов в республике. Возможности же по сотрудничеству Белоруссии с такими далекими союзниками, как Венесуэла, ограничены большими расстояниями. Поэтому и пространство для маневра у Минска не так велико, а значит идти на переговоры с Москвой ему придется.
Но эти переговоры будут стоить много нервов российской стороне – «белорусский батька» от интересов Минска никогда без боя не отказывался.