Самое удивительное в этом фильме то, что его вообще показывают в нашей стране победившей духовности и сырного патриотизма. При рейтинге R и ограничении 18+, несмотря на отсутствие интимных сцен и общую банальность, он может и должен вызвать интерес у самой широкой публики.
Сюжет основан на реальных событиях 1984 года: во время забастовки шахтеров Великобритании, выступавших против политики подавления профсоюзов, которую проводила премьер-министр Маргарет Тэтчер, группе ЛГБТ-активистов приходит мысль поддержать бастующих, оказавшихся в положении изгоев. Дело в том, что первый гей-прайд прошел в Лондоне еще в 1972 году, так что погромы клубов с иконами в руках понемногу стали выходить из моды, однако память о гонениях была свежа и геи решили помочь собратьям по несчастью.
Разумеется, сначала эта идея всем показалась дикой: гомосексуалов обычно изображают жеманными кривляками с резиновым фаллосом в руках и банкой вазелина наготове, мечтающих поработить весь мир песнями Мадонны и коррекцией бровей. Ужасам радужного террора должен был противостоять рабочий народ как последний оплот суровых ценностей и богоугодных дел — злее врагов и не придумать. Но вдруг выяснилось, что ради великой цели можно перестать фантазировать и заняться делом.
Национальный союз горняков постеснялся принять помощь от каких-то там ЛГБТ, тогда они решили собрать средства и лично передать их нуждающимся. Встреча лондонских активистов и шахтеров из небольшой деревушки в Уэльсе оказалась сложной, но небезнадежной. Женская часть населения сразу прониклась к ним симпатией, мужики сопротивлялись до последнего. Победила дружба.
После премьеры в Каннах, где «Гордость» получила «Queer Palm» (эту награду дают за освещение ЛГБТ тематики), фильм собрал множество наград и массовые восторги кинокритиков. Все наперебой хвалили его за доброту, вдохновение и прочий «достойный пример» и «силу духа».
Менее профессиональные зрители также встретили кино хорошо: третье место по сборам в Великобритании после «Семейки монстров» и «Люси».
К сожалению, смотреть на это пряничное благолепие совсем не так интересно, как хотелось бы: юмор в стиле диско и вялое ожидание чуда — не слишком солидное утешение. Фильм очень правильный, но скучный. Здесь нет сочного юмора «Вонг Фу, с благодарностью за всё! Джули Ньюмар» или блестящей методичности «Харви Милка». Британская актриса с лицом фарфорового ангела Джессика Ганнинг немного оживляет картину, Имелда Стонтон (Долорес Амбридж из Гарри Поттера, простите) крутится волчком, Билл Найи глубокомысленно вздыхает… но ярких образов нет, история тянется медленно, торжественная болтовня и общие планы. Борьба добра со злом в английском захолустье. Положительные герои преувеличенно таращат глаза, чтобы лучше показать толерантность и хмурят праведные брови. Они пышут гневом ко всякой косности и лопаются от справедливости, переполняющей сердца.
В принципе, нам покажут все, что обязательно присутствует в фильмах на эту тему: оказываются, геи и лесбиянки тоже люди и совсем не кусаются (даже наоборот). А еще они так же чувствуют боль и думают не только о сексе, парадах и перьях.
Конечно, для многих это станет невероятным открытием, но если вы не живете на елке и знаете, что такое интернет, ничего неожиданного тут не найти. Есть фильмы, в которых о проблемах и сложностях ЛГБТ говорят гораздо лучше.
Однако смотреть «Гордость» все-таки нужно (пока разрешают) — принимать как лекарство от тяжелой болезни, потому что в этом неуклюжем балагане можно увидеть и научиться тому, чего в российском обществе еще не хватает — умению сопереживать и объединяться, переступать через годами насаждаемую дикость и видеть дальше собственного носа.
Потому что на месте «не таких» легко может оказаться каждый: «и солдат, и моряк», интеллигенция и трудяги, иммигранты и старожилы, больные и здоровые, с царской короной и красной звездочкой, крестом и полумесяцем… Было все, будет еще больше. И эта трусливая радость, что уж я-то свой, уж мне-то не придется — просто мимолетная случайность, спица в колесе.
И пока наша беспокойная и шумная общественность грызется по любому поводу на Фейсбуке, история равнодушно выбирает новых жертв, потому что «разделяй и властвуй» — это крайне эффективный менеджмент, до сих пор.
По словам сценариста Стивена Бересфорда, про этот эпизод мало кто знал уже в девяностые, как это часто бывает с историями нетипичными и удивительными, поэтому так важно помнить об опасности стереотипов и о силе диалога, которым их можно победить.