Завершился 37-ой Московский Международный Кинофестиваль — как ни крути, главное событие в мире отечественной индустрии, крупнейший материк на киноглобусе России. У него есть свои особенности, обаяние и секрет. В отличие от небольших и юрких национальных и тематических фестивалей, заточенных под зрителя, ММКФ несуетлив и важен, словно кашалот и два Левиафана. Здесь редко побеждают несдержанные бунтари и слишком современные эксперименты, но именно его чарующая огромность позволяет попасть в большую воду смелой и талантливой рыбешке. Эту хитрую особенность иногда недооценивают, забывая о придворном коварстве, хотя, если отвлечься от главных призов, в тени фестивальной суматохи всегда найдутся изысканные монстры и драгоценные жемчужницы на глубине…
Основные призы достались «Лузерам» (режиссер Ивайло Христов, Болгария) — «Золотой Георгий», лучший документальный фильм «Земля Картелей» (режиссер Мэттью Хейнеман, США, Мексика) — «Серебряный Георгий» и приз за лучший короткометражный фильм получил «Метод ведения наблюдения снайпером» (режиссер Ким Юхна, Южная Корея). Сразу в трех номинациях блеснул российский «Арвентур» (приз жюри NETPAC, специальное упоминание жюри российской кинокритики и специальный приз жюри «Серебряный Георгий»), почти ничего не получил усыпляющий «Милый Ханс, дорогой Петр».
В дополнительной программе интересным оказался болгарский «Урок». Это довольно сдержанное, но честно снятое кино: без закадровой музыки, тяжеловесных намеков и лютых эстетских заигрываний. Напоминает «Два дня, одну ночь» братьев Дарденн, но без галльского изящества: школьная учительница пытается пристыдить неизвестного вора, укравшего деньги ученицы, а потом сама попадает в ситуацию, где честность — непозволительная роскошь в системе выживания. Видно, что режиссеры (Кристина Грозева, Петер Вылчанов) не пытаются выдавить из фабулы мораль и больше внимания уделяют деталям: взгляд, волнение, фактура кожи… Человек получается живым и осязаемым — насколько это вообще возможно. Без фальши, в полной гармонии с пространством. Отсутствие декоративности делает этот фильм сложным и пресным, зато выскабливает авторский потенциал и уникальность, которые, хочется верить, еще проявят себя.
«Тотем волка» («Последний волк» — более точное название) председателя жюри Жан-Жака Анно сталкивает жизнь кочевников Внутренней Монголии и китайскую советскую власть, которая приносит с собой не только индустриализацию и просвещение, но и глупость централизованного управления, ничего не знающего о тонкостях жизни в степи. В центре внимания два студента из столицы, приехавшие обучать грамоте местных и учиться выживать в дикой природе. Бок о бок охотятся люди и волки — главные хищники этого края, не нарушая гармонии, не переступая черту. Но бравым командирам со звездочкой не объяснить, почему не стоит брать чужое, баланс нарушается и все летит под откос.
Удивительных степных волков для фильма вырастили специально (обычно используют уже обученных канадских, но они сильно отличаются внешне). Природа повелительно красива, люди улыбчивы, волки клыкасты и все вместе напоминает диснеевский мультик — детям уж точно понравится.
Частый гость ММКФ Ульрих Зайдль на этот раз представил свой новый фильм «В подвале» — ироничный взгляд на тайную жизнь рядовых австрийцев, убирающих в дальний угол свои экстравагантные причуды. Тир, коллекция охотничьих трофеев, нацисты-ретроманы, БДСМ семья… Как обычно, сложно разобрать, где настоящим персонажам тихонько подыгрывают актеры, — Зайдль верен себе, смешивая художественный фильм с документальным.
Однако, единоличные портреты (например, трилогия «Рай»: «Любовь», «Вера», «Надежда») у него получаются лучше. Альманах достижений австрийской жизни не дает углубиться в детали и выписать всесторонний портрет.
«Серебряного Георгия» получила за лучшую режиссерскую работу Фредерике Аспек («Росита», Дания). Это очень осторожная и милая история о филиппинской невесте с доставкой на дом — так многие теперь поступают в Дании. Перед Роситой выбор: очаровать надежного вдовца Ульрика или уступить пылкой страсти его сына Йоханнеса. Щекотливая тема раскрыта целомудренно и аккуратно — взрослые люди вправе сами решать, как им распорядиться собственной моралью. У мужчин чешутся кулаки, но режиссер и женщина мягко указывает им на их место — в цивилизованном обществе все должны быть равны.
Безусловно, гвоздем программы стал ожидаемо скандальный «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя. На этот раз культовый британец взялся за любовную историю — не очень популярный факт из биографии советского кинорежиссера монументальной величины. Нежная связь с мексиканцем Хорхе Паломино-и-Каньедо подарила ему несколько дней запретного счастья, а Гринуэю повод подергать посконную российскую общественность за усы. Под звуки оркестра герои машут пенисами, сливаются в объятиях, а подробная сцена лишения девственности изящно рифмуется с игривым анализом слияния Старого и Нового Света.
Народу в зале было битком.
Вот так, наряду с традиционными ценностями ММКФ довольно широко освещает бесценное разнообразие неутомимой жизни и даже умудряется идти в ногу с беспокойным временем, но виду не подает.