Теперь, когда исполнитель главной роли Эдди Редмэйн получил за свою работу Оскара и фотографируется рядом с настоящим Хокингом, интерес к этому фильму будет только расти. Хотя по форме это обычная мелодрама, построенная на эмоциях и любопытстве и не требующая особых сокращений церебральных мышц, прикосновение большой науки придает картине торжественности и блеска. Знаменитый ученый, известный на весь мир своим остроумием, цитаты которого разошлись по интернету, а книги с парадоксальными теориями стали бестселлерами, показан совсем с другой стороны. И пусть мы не встретим тут удивительных открытий и замкнутый мир науки не явит зрителям свою мощь…
В конце концов, это всего лишь биография одного из величайших физиков-теоретиков нашего времени, а не твиттер рок-звезды, поэтому все будет очень просто, без критики чистого разума и вселенских глубин.
Молодой Стивен Хокинг проводит дни Кембридже: учится, ищет тему для докторской работы и знакомится с Джейн (Фелисити Джонс), студенткой, изучающей искусство. Несмотря на разницу во взглядах: Хокинг убежденный атеист, а Джейн романтически религиозна, они начинают встречаться. Едва начавшийся роман внезапно перечеркивает суровый диагноз — боковой амиотрофический склероз, неизлечимое дегенеративное заболевание центральной нервной системы, постепенно вызывающее паралич всех мышц. Врачи обещают Хокингу два года жизни.
И тут случается то, что будет согревать во многом печальную историю до конца. Нет, болезнь не отступит, а будет развиваться, возникнут осложнения, но Джейн заявляет, что любит Стивена и хочет быть с ним до конца — так долго, как только получится. После непродолжительных сомнений они устраивают свадьбу и начинается новая жизнь. Самое удивительное, что это помогло: настоящему Хокингу уже 73 года, у них с Джейн трое детей и дружеские отношения до сих пор.
Судьба человека в инвалидной коляске оказалась тяжелой, но не ужасной. И это, возможно, самое значительное во всем фильме.
Черные дыры и гаснущие звезды далеко — фокусов нам не покажут, зато здесь можно наблюдать, как меняется восприятие человека с ограниченными возможностями — в глазах окружающих, равно как и в его собственных. Еще совсем недавно эта тема поднималась изредка, со стыдливой жалостью и обязательно становилась центральной — человек и его болезнь, но чаще просто замалчивалась. Однако развитие науки понемногу меняет ситуацию, технические возможности растут и раздвигают границы человеческого «я». У Стивена Хокинга насыщенная интересная жизнь (придется признать, что интересней, чем у многих), его любят, ценят, к нему прислушиваются. Это фильм не про инвалида, но про ученого и просто человека. Многие даже не заметят подмены. Сейчас мы настолько окружены различными устройствами и дополнениями, они в нас так хорошо прижились, что зависимость от техники постепенно становится чем-то обыденным и повседневным.
Кардиостимулятор, искусственный сустав или зубная пломба давно вошли в нашу жизнь, силиконовые имплантаты во всех модных журналах и кино — их ставят просто так, для красоты. Бывший солдат Алекс Мински снимается для рекламы нижнего белья, не скрывающего механический протез правой ноги, а певица Виктория Модеста недавно выпустила клип, демонстрирующий искусственную голень со стразами ручной работы. И вот теперь этот фильм про человека, который научился жить и работать будучи почти полностью парализованным.
Интересно, что другой Оскар достался Джулианне Мур за роль женщины с болезнью Альцгеймера («Все еще Элис») — там не настолько все замечательно, но со знакомой интеллектуальной практичностью: люди не витают в облаках и не бегут за советом к священнику, а просто берут отпуск, чтобы все успеть.
Именно отсутствие пафоса страданий делает эти две ленты простыми и в то же время необычными.
Конечно, жаль, что настолько сложная актерская работа и уникальная история не сделали из «Вселенной Стивена Хокинга» шедевр — так почему-то часто бывает с биографиями.
Возможно, режиссера сковывает необходимость соответствовать оригиналу и педантичность убивает вдохновение. Эдди Редмэйн сумел показать, как меняется физическое тело в болезни и сохранил обаяние личности. Хокинг высоко оценил его игру, отметив на своей странице в Фейсбуке: «Иногда мне казалось, что он был мной».
Если есть здесь что-то по-настоящему близкое к звездам, то это музыка. Старомодные цветочные вальсы композитора Йохана Йоханнссона как нельзя лучше передают красоту и цикличность жизни, по-прежнему запертой во времени.