rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
252

Диалектическая природа метамодерна: осцилляция как способ бытия в эпоху радикальной неопределенности

382

Перипетии теории Империализма

175

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

211

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

Главная Культура Кино 2015 Февраль Серый квадрат

Серый квадрат

Ида (Ida) Польша, Дания, Франция, Великобритания, 2013. Реж. Павел Павликовский

Ида (Ida) Польша, Дания, Франция, Великобритания, 2013. Реж. Павел Павликовский

Состоялась 87 церемония вручения премии «Оскар». В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» золотая статуэтка досталась польской «Иде», считавшейся главным конкурентом «Левиафана». Несмотря на яркость и злободневность высказывания, российская притча уступила победу тихой и созерцательной драме в черно-белых тонах.

А что если ты поедешь туда и поймешь, что Бога нет?

Послушница Анна (Агата Тшебуховска) готовится принять постриг, а перед этим настоятельница убеждает ее отправиться в город, в мир, чтобы встретиться с единственной родственницей, выжившей после войны. Анна не уверена, ведь когда-то та не забрала ее из приюта и ни разу не навестила за все годы, но все же собирается в дорогу.

Ванда (Агата Кулеша) не слишком рада знакомству. Она молча курит на обшарпанной кухне и вдруг спрашивает: «Значит, ты монахиня-еврейка»?

Так Анна узнает, что ее настоящее имя — Ида Лебенштейн, она дочь Хаима Лебенштейна и Рози Герц. Поначалу холодная Ванда смягчается и неожиданно предлагает отвезти Иду в дом, который когда-то принадлежал ее родителям.

Это короткое путешествие настолько насыщено событиями, так петляет на поворотах и сумрачно светится в тупике, что кажется долгим сном, от которого трудно очнуться.

Для Иды, ничего не знавшей о мире за монастырской стеной, своей семье и повседневных ужасах прошедшей войны, это становится откровением, очень контрастным в сравнении с привычным уютом религиозной жизни.

По словам режиссера, католицизм в Польше тех лет был важным признаком идентичности: поляк — значит католик. Ида, в которой каждый видит монашенку, оказывается в двойственном положении. В доме отца теперь живут чужие люди, они не рады вопросам о бывших хозяевах, но женщина просит благословить их ребенка.

Агата Кулеша и Агата Тшебуховска

Конечно, нельзя умолчать о том, как замечательно работает Агата Кулеша — именно ее роль приводит в движение всю конструкцию. Ида статична, она отчасти тоже зритель, Ванда ведет ее за собой. В отличие от неопытной девушки, Ванда с самого начала знает и понимает больше. Она резка, много пьет и курит без остановки — это спасало ее много лет, но христианское смирение делает Иду сильнее своей взрослой тетки. Интересно, что и в профессиональном смысле Агата Тшебуховска — новичок, не актриса: ее увидели, сидящей в кафе и читающей книгу. Студентка, изучает антропологию и философию, уговорить ее на съемки было нелегко.

Фильм не просто черно-белый — как дань своеобразной моде или ради создания особой атмосферы послевоенных лет, он фотогеничен и строг, словно студийный портрет. Беспечную широту экрана здесь обрезает темная рамка — Павликовский рассказывал, что специально выбрал устаревший формат 4:3 в духе Бергмана, чтобы сделать кадр вертикальным. В итоге на современном широкоформатном экране изображение оказалось окруженным черной лентой незанятого пространства, похожего сразу на края фотоальбома или тесное окно монашеской кельи. Она ненавязчиво создает дистанцию и едва заметно давит на зрителя, не позволяя эмоциям вырваться и испортить безупречно выстроенную композицию. Это искусство очищенное, дистиллированное, поднимающее человека и помогающее принять и осознать свершившееся.

В отличие от «Левиафана», который с газетной прямолинейностью обошел «Иду» в январе и взял «Золотой глобус», здесь не акцентируются проблемы, положенные в основу сюжета: была война, были смерти.

«Ида» рассказывает о человеке, которому просто нужно научиться как-то жить дальше — прямо сейчас — и зрителю предлагают следовать за ней по пятам.

Это очень экзистенциальное кино, здесь остро ощущается текучесть момента: вчера набожная католичка, сегодня еврейка, узнавшая имена близких и свое собственное, завтра монахиня — метаморфозы происходят на наших глазах.

Вот она пришла поговорить с убийцей родителей, чтобы узнать, где их останки… чтобы навестить, чтобы понять… Ида молчит, возможно, просто не умеет кричать, топать ногами, бросать в лицо угрозы и обвинения, как это делает Ванда. Она послушница, ей нужно только знать.

А теперь в ее движениях проскальзывает неуверенность, неловкость, когда на еврейском кладбище она по привычке осеняет себя крестом.

Победа на «Оскаре» заслужена, но неожиданна. Внимание публики всегда приковано к самым ярким событиям: крепкий сюжет, скандальная география, попранные ценности из новостей — Россия со своим фирменным людоедством казалась актуальней черно-белой акварели о жизни и прощении, медитативная «Ида» оказалась сильней.

Не умоляя достоинств работы Звягинцева, все же хочется пожелать, чтобы когда-нибудь наши фильмы снова стали интересны миру совсем по другим причинам.

На выставке 1915 года Казимир Малевич решил расположить свою самую известную и до сих пор вызывающую споры картину «Черный квадрат» в красном углу — там, где обычно вешаются иконы. Случайно или намеренно, но на экране «Ида» парит в темноте серым пятном, в котором загадочным образом чувствуются те же присущие иконе тайна и многозначность.

Фев 23, 2015Матвей Меркулов
23-2-2015 Киноавторское кино920
Фото аватара
Матвей Меркулов

Лингвист, гедонист, оптимист. Модератор интернет-сообщества «Другое кино» в Живом Журнале.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Охотник за рыжьемЗа пределами физики
  См. также  
 
Эврисинг из ок
 
В кино до востребования
 
Шведский иллюзионизм
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру