Редкий фильм сейчас имеет признаки высокого стиля. «Охотник на лис» как раз из таких представителей вымирающего вида. Картина вышла на российские экраны две недели назад, но рискует остаться незамеченной на фоне высокобюджетного ширпотреба. Вместо ограниченного проката «Охотника» выпустили большим тиражом, однако такой ход себя явно не оправдал. Между тем в прошлом году на Каннском фестивале режиссер Беннетт Миллер был удостоен второй по значимости награды, а теперь фигурирует в числе претендентов на грядущий «Оскар» в номинации «лучший режиссер».
Миллер работал над созданием картины около восьми лет, пока проект не обрел финансирование. Деньги выделила кинокомпания дочери миллиардера — владельца «Оракл», что выглядит забавным в свете антикорпоративных акцентов в сценарии. Чадо-меценат по имени Меган Эллисон, которой нет и тридцати, за пять лет деятельности на ниве кино вложилась в два десятка картин, в основном известных мастеров авторского кино, таких как Пол Т. Андерсон, братья Коэн, Кэтрин Бигелоу, Вонг Кар-Вай, Дэвид О. Расселл и др. В новом году зрители станут свидетелями реанимации старой франшизы — про Терминатора, права на которого выкупила компания Эллисон и анонсировала три части, вплоть до 2018 года.
«Охотник на лис» — третий полнометражный игровой фильм сорокавосьмилетнего Миллера. Начинал он карьеру в 1998-м, когда снял документальную ленту «Круиз» про эксцентричного автобусного гида из Нью-Йорка. Следующая его работа была байопиком американского писателя Трумена Капоте, за роль которого Филип Сеймур Хоффман получил свой единственный «Оскар». Эти две картины представляли собой эволюцию в творческом пути Миллера. Режиссер, стараясь приблизиться к образу своих героев, постепенно отходил от скрупулезного следования фактам. Для кинематографиста стало важнее воплотить на экране дух человека, пренебрегая точными деталями его жизни. Но помимо старательно выписанных персонажей в том же «Охотнике на лис» присутствует некая метафора действительности, социально-классового характера, чье мастерство воплощения и придает постановке высокий уровень.
Реальная история, легшая в основу «Охотника на лис» взбудоражила Америку почти двадцать лет назад. Миллионер Джон Дюпон стал самым богатым человеком, севшим на скамью подсудимых за стрельбу в олимпийского чемпиона по вольной борьбе Дэйва Шульца.
Спортсмен жил на территории поместья, принадлежащего богачу и тренировал команду, спонсируемую Дюпоном. Член династии, сделавшей капитал на производстве пороха, был активным меценатом и выделял ежегодное финансирование на подготовку национальных команд не только по борьбе, но и по пятиборью. Задолго до кровавой кульминации имело место сближение миллионера с младшим братом Дэйва, — тоже олимпийским чемпионом.
Фильм, несмотря на присутствие в начале титра «основано на реальных событиях», вольно интерпретирует многие факты. Такая эффектная сцена, как переезд спортсмена в шале на территории поместья, не происходила в действительности и служит лишь иллюстрацией к общей мысли «Охотника». Брат Дэйва Шульца — Марк, роль которого исполняет Ченнинг Татум, был консультантом на съемках и даже спарринг-партнером актера. Режиссер в интервью говорит о том, что прошло много лет, прежде чем он узнал от бывшего борца правду, отличающуюся от бытующих представлений об отношениях действующих лиц истории. В итоге Марк проникся уважением к Миллеру, как тонко передавшему нюансы взаимоотношений. Хотя идиллию нарушил кратковременный скандал, когда бывшему борцу не понравился момент, в котором некоторые критики углядели гомосексуальный подтекст. Марк зашелся ругательствами в адрес режиссера, но потом извинился и удалил из соцсетей свои негодования. Съемочная группа много общалась с другими очевидцами событий, направлявших процесс в нужное русло. Вдова Шульца даже подарила актеру Марку Руффало очки своего бывшего мужа для съемок в картине.
Миллионер Джон Дюпон воплощает собой самодурство капитала. В жизни он был куда более одержимым, — например, не держал вокруг себя темнокожих, так как считал, что может заболеть от их присутствия. Миллер пожертвовал шизофреническими причудами своего персонажа и ради цельности истории не стал сгущать краски. Дюпон одержим патриотизмом, своим значением в глазах матери и отношением к Марку Шульцу. Любовь к родине члена династии, которую называют самой богатой в Америке, является ключевым для фильма обстоятельством. На самом деле, Дюпоны появились в Новом свете в начале девятнадцатого века, после войны за независимость. Но в «Охотнике» восхождение семьи напрямую связывается с ее ролью в становлении США. Миллер аллегорически объединяет патриотизм Дюпонов с их личной выгодой и слова представителя династии про ценности Америки приобретают в картине негативные коннотации.
По сути, «Охотник на лис» является убедительным антикорпоративным произведением, где взгляды простых людей и богачей сильно разнятся в представлениях о благе родины. Миллионер Дюпон, жертвуя на подготовку сборной, покупает статус патриота. Выигранную Шульцем медаль он помещает в собственный зал славы, рядом с прежними наградами семьи в конных соревнованиях.
Греческий нос с горбинкой у Дюпона, над которым гримеры работали два часа перед каждой съемкой, обыгрывает мотив птичьего клюва, в данном случае, орлиного. Не случайно миллионер в качестве одного из вариантов предлагал называть себя Золотым орлом, по аналогии с белоголовым орланом — национальным символом США. Дюпон дарит Шульцу-младшему подзорную трубу и советует наблюдать за птицами. Миллионер был орнитологом и автором трех книг в данной области. В его представлении у птиц есть чему поучиться людям и восприятие себя как Золотого орла также возвышает обладателя звучного титула в мире пернатых, если взглянуть на них как на человеческое общество.
Марк Шульц сближается с Дюпоном на основе формального единства патриотических взглядов. Миллионер находит в борце друга, которого у него никогда в жизни не было. Однако дружба и сопутствующий ей достаток негативно сказывается на Шульце-младшем и разлагает его как личность. Борец становится ходячим доказательством важной роли миллионера в укреплении престижа страны, читая хвалебные речи о своем покровителе по чужой бумажке. Попутно Дюпон начинает претендовать на роль отца Шульца. В этом направлении лежит причина конфликта с Дэйвом Шульцем. Старший брат был с детства Марку как отец и их отношения вызывали ревность у Дюпона, пока все не закончилось кровавой расправой.
Отношения с матерью — еще одна форма самоутверждения Дюпона. Джен Дюпон свысока относилась к увлечению сына борьбой в противовес традиционному семейному занятию лошадьми. Борцы становятся для Дюпона теми же конями, которые вместо охоты на лис добывают золото на спортивных соревнованиях. Когда мать попадает в зал тренировок, миллионер не стесняется разыграть спектакль перед спортсменами, изобразив из себя маститого наставника. Потеря репутации в глазах борцов — ничто, по сравнению с впечатлением, которое он пытается произвести на родительницу.
«Охотник на лис» отличается высоким уровнем актерского мастерства. Исполнители ролей Джона Дюпона и Дэйва Шульца — Стив Карелл и Марк Руффало номинированы на «Оскар» в этом году. Фильм также претендует на награды американской киноакадемии за лучший оригинальный сценарий и грим. Вряд ли картина получит хоть один «Оскар», но это и не важно. «Охотник на лис» уже остался в истории как сильное высказывание против бесчеловечности крупного капитала и по своей социальной значимости лента превосходит всех номинантов на главную кинонаграду.