rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
9

Перипетии теории Империализма

131

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

162

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

265

Европа: радикальные левые против своего империализма

Главная Культура Кино 2015 Февраль Cоюзмультфильм. Вид из окна

Cоюзмультфильм. Вид из окна

Кадр из мультфильма  «Окно». Реж. Борис Степанцев, 1966

Кадр из мультфильма «Окно». Реж. Борис Степанцев, 1966

В начале февраля в Государственной галерее на Солянке прошёл «Вечер легенд Союзмультфильма». Галерея давно занимается популяризацией наследия советской анимации, на этот раз с гостями встретились режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн, научный сотрудник музея кино Павел Шведов, историк анимации Георгий Бородин и директор галереи Федор Павлов-Андреевич.

Как вы думаете, о чем мультфильм «Малыш и Карлсон»? О Карлсоне, который живёт в Стокгольме? О дружбе мальчика и старого неудачника с пропеллером на спине? Нет! О неуловимости мечты, о том, что мы всегда хотим то, чего у нас нет, а получая, перестаём считать чудом… Помните, Малыш страстно мечтает о щенке, а ему никак не покупают? Он страдает и тогда на него сваливается другое счастье — Карлсон, которого мальчик не очень-то ценит, продолжая хотеть собаку. Когда же появляется щенок, он теряет своего друга и — опять несчастен и в тоске глядит в окно…

Эту свою концепцию Георгий Бородин подтвердил сравнительным анализом «Малыша и Карлсона» с мультфильмом для взрослых «Окно» — более ранней и менее известной работой режиссёра Бориса Степанцева. Действительно, эта история практически о том же Малыше, только немного подросшем, он так же мечтательно глядит в окно в ожидании чудесной встречи, вместо Карлсона ему является таинственная незнакомка, но как только она становится его реальной спутницей, очарование мечты пропадает и персонаж снова застывает у окна…

Вот и собравшиеся на вечере Союзмультфильма, описывая ушедший позднесоветский анимационный рай, будто застыли у окна в надежде, что он когда-нибудь вернётся… А луч, проецирующий на экран фрагменты «Крокодила Гены», «Фильм-фильм-фильма» и пр. как нельзя лучше символизировал растаявший недостижимый мираж… И даже антенны «а-ля Фрекен Бок», украшавшие причёски сотрудниц галереи, — по сути размноженный вентилятор, который Малыш прикручивал к спине собаки, надеясь превратить её в утраченного Карлсона…

Итак, чем же был Союзмультфильм в 60-е — золотой период расцвета?

Наступила «оттепель» и разжалась пружина, дав реализацию тому, что ждало своего часа в течение десятилетий и тянуло нить ещё от русского авангарда. Общие художественные тенденции — отказ от атрибутов соцреализма, то есть живописных декораций и детально прорисованных персонажей, переход к конструктивизму и плоскостным решениям — наиболее отчетливо выразились в работах Фёдора Хитрука. По словам Норштейна, «боязнь худсовета» отсутствовала. Приступы цензуры всё же случались: так, полная версия фильма Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника» была разрублена пополам (это произошло после подавления «Пражской весны»). Однако редакторы выступали в роли соавторов, их любили. Так, Раиса Фричинская не только придумала финальный закадровый текст в «Каникулах Бонифация» («Корабль уплывал всё дальше и дальше, бабушка становилась всё меньше и меньше, а Бонифаций думал: “Какая всё-таки замечательная вещь — каникулы!”»), но и озвучила за Фаину Раневскую последнюю реплику Фрекен Бок в фильме «Карлсон вернулся» (Раневская её записать отказалась, так как слова «милый, милый» копируют легендарную фразу из её роли в кинофильме «Весна»).

Видимо, эта разжавшаяся пружина и породила легендарную атмосферу студии — в любой момент можно было стать с ног на голову и пройти немного так.

Сотрудники держали друг друга «в творческом тонусе» при помощи «культуры розыгрышей», уходящей корнями в мир довоенных карикатуристов — классические накладные кляксы или импровизации в виде подсунутого коллеге карандаша без грифеля.

Главным любителем розыгрышей был режиссёр «Чебурашки» Роман Качанов — прятал чужие калоши и подпиливал ножки у стульев. А экспрессивный режиссёр «Чиполино» Борис Дёжкин минуты не мог прожить, не придумав что-нибудь эдакое и слишком торопился перейти к очередному пассу, поэтому никогда не тратил время на произнесение гласных звуков. Как утверждает Норштейн, именно благодаря Дёжкину в лексикон кинематографистов вошли профессиональные сокращения вроде ЗТМ (уход в черный экран, то есть — затемнение) или ПНР (панорама).

Идеальным образом Союзмультфильма Бородин считает НИИЧАВО из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», так как студия «предоставляла неограниченные возможности для превращения человека в мага» — даже тот, кто мало что умел, попадая в эту «закваску», мог стать профессионалом, причем порой «найти себя в том, к чему и не подозревал способностей». Маги жили большой семьёй, за советом «бегали к Хитруку», обменивались идеями и присваивали черты коллег своим персонажам, это называлось — «прикуривать друг от друга». С чьей жены Качанов списал стилистику Шапокляк — вопрос дискуссионный, зато всем известно, что в «Варежке» в образе бровастого харизматичного бульдога режиссер запечатлел сам себя. Вообще в процесс были вовлечены все, так, прозвище Норштейну — «независимый» (у магов была также «культура прозвищ») — дал электрик Витя Гусев… А плотник, чьё имя история Союзмультфильма умалчивает, ввёл моду на поговорку «нас подхваливай, мы с дурцой»…

И так далее, и так далее, и так далее — большой-большой вдох на протяжении всего вечера, а на выдохе — неизбежное воспоминание о походе мультипликаторов во главе с Независимым к президенту Владимиру Путину с просьбой вернуть их в рай. Как известно, поход не окончился ничем, осталось лишь замереть у окна в позе Малыша, мечтающего о полёте…

Фев 9, 2015Наталья Бесхлебная
9-2-2015 Киноанимация, СССР1,332
Фото аватара
Наталья Бесхлебная

Поэтэсса, журналистка.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Кризис последнего возрастаОхотник за рыжьем
  См. также  
 
Борис Кагарлицкий об СССР, левых партиях и новом левом блоке
 
Эволюция взглядов В.И. Ленина на крестьянство и построение социализма в крестьянской стране
 
Сто лет после Ленина: тихая годовщина
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру