Действие фильма «Дубровский» — экранизации одноименного произведения Александра Сергеевича Пушкина, происходит в наши дни. Герои из классики, помещенные в суровые российские реалии XXI века, по большей части испытывают те же проблемы, что и двести лет назад. Но если что и наложило сегодня отпечаток на слог Пушкина, так это тема протеста, которая становится лейтмотивом переосмысления романа. В сценарии фильма предложены концепции сопротивления со стороны так называемых белых воротничков и простого народа, что делает «Дубровского» уникальной картиной, затрагивающей табуированные для российского кинематографа темы.
Одной из основных предпосылок появления столь редкой по актуальности для нашего времени картины является невключенность ее создателей в механизм государственного финансирования киноотрасли. Пожалуй, сегодня самые интересные проекты рождаются как раз в этой нише, свободной от идеологического диктата и стерилизации крупными студиями. Проблему денег решили частные инвестиции и предварительная продажа прав на сериальную версию телеканалу НТВ, который, как ни странно, не вмешивался в съемочный процесс. Наверное, когда телевизионщики шесть лет назад согласились со сценарием, решив поддержать его рублем, они даже не догадывались на что подписываются.
Еще одним существенным фактором для возникновения «Дубровского» стала высокая концентрация талантливых людей. Идея экранизации романа в современном антураже пришла в голову журналисту Констанитну Чернозатонскому, которого позже подкорректировал Михаил Брашинский. Продюсером постановки выступил Евгений Гиндилис, а в кресле режиссера побывало два человека. Первый — Карилл Михановский, наш соотечественник, проучившийся в США (автор магической картины «Сны о рыбе»), прервал работу над фильмом из-за другого проекта, более ему близкого. Второй и основной, — Александр Вартанов, известен по работе в Театре.док и жесткому малобюджетному «Собрателю пуль», на который из-за маргинальности даже не стали получать прокатное удостоверение. Совершенно по-другому в «Дубровском» раскрылся исполнитель главной роли Данила Козловский. Выяснилось, что актер способен и на нечто иное, нежели быть одной из непременных составляющих отечественного мейнстрима. Остальные актерские работы в фильме также на высоте.
Согласно сценарию, помещики Троекуров и Дубровский, сохранившие свои имена от Пушкина, являются сослуживцами ветеранами Афганской войны. После ссоры бывших друзей чиновник из Росприроднадзора по наводке одной из сторон обнаруживает, что селение Кистеневка нарушает правила застройки и должно быть снесено. Приказных и исправника из классики заменяет ОМОН, контролирующий снос построек. Землю, отошедшую Троекурову, ждет бизнес-план с привлечением крупных инвесторов. Для его разработки из-за границы выписан молодой, но уже успешный финансовый специалист, оказавшийся сами знаете кем. Единственное, что изредка омрачает размеренный провинциальный быт, так это действия вооруженных преступников под предводительством Дубровского-младшего.
Пушкинские герои переместились в нашу действительность достаточно органично, словно и никуда из нее не исчезали. Разве что в ущерб задумке классика нынешним преемником князя Верейского стал госчиновник, но должен был олигарх. Хотя, если всю российскую номенклатуру рассматривать как новое дворянство… Еще в фильме классовая сторона вопроса с заезжим иностранцем-финансистом оказалась не выдержана в том же ключе, что была в романе с французом-учителем. Пушкинская Мария Кириловна не могла заговорить с предметом тайной своей любви из-за сословных различий. Ее сдерживание чувств из-за порядков общества, как и слова, которыми она заговаривает с французом — трепетная сторона произведения. В картине Вартанова подобного противоречия нет: Маша и Дефорж — люди одного круга, которые обедают за одним столом, имеют близкие темы для разговора и играют в теннис на снегу. Но эта претензия классового характера к фильму не единственная и не самая большая.
Начальные титры картины идут под музыку Алексея Айги и замедленные хроникальные кадры столкновения охранников с битами и гражданских активистов. Фильм пропитан протестом как снегом — здесь, похоже, духа народного бунта больше, чем во всем кинематографе нулевых вместе взятом.
Сценарий «Дубровского» был написан Чернозатонским в 2008-м году, но в нем уже ясно видны поселок «Речник» и Приморские партизаны. Говорят, съемочная группа поражалась, как то, что они делают, попадает в новости. Скорее всего, правда где-то посредине и некоторые коррективы вносились в сценарий по ходу съемок. Потому что невозможно предвидеть эпизод с разоружением поста ГАИ, что было в Приморье, хотя и в более жестком варианте. Аналогично эпизод с убийством охранника перекликается с событиями на Дальнем Востоке. В данном случае текст о прошлом жертвы можно было добавить в фильм уже на этапе озвучивания, так как речь произносится за кадром. С «Речником» проще, так как известно, что на момент активных действий в этом деле была снята лишь пятая часть материала. Но все эти догадки не отменяют восхищения по поводу обращения авторов и создателей к актуальной социополитической стороне нашей жизни. Наверное, в данном случае стоит говорить не о предвидении истории, но о том, что протестное отношение к действительности в некоторых слоях общества становится столь длительным и стабильным, что за пять лет не успевает состариться в своих тезисах.
Фильм «Дубровский» — проект культурной элиты нашего времени. Главной движущей силой выступают здесь белые воротнички, к которым принадлежит главный герой. Данила Козловский уже стал лицом данной группы в нашем кинематографе, сыграв представителя креативного класса в «Духless». На этом проторенном родстве героя Пушкина с продвинутыми современными менеджерами даже собирались паразитировать плохие люди из «Art Pictures» Федора Бондарчука, пытавшиеся запустить «Онегина» по сценарию Багирова, со все тем же актером в главной роли.
Но у Дубровского-как-белого-воротничка, пусть даже и топ-полета, свои минусы, обусловленные гражданской позицией его создателей. Креативный класс противопоставляется простому народу, и истоки этого мировоззрения коренятся еще в пушкинской прозе, из которой за последующие почти двести лет авторы фильма не смогли сделать соответствующие выводы. Некоторые жители Кистеневки, вынужденные бросить свои дома, отправляются в лес, откуда нападают на инкассаторов и силовиков. Дело не в том, что у приморских партизан, при всем внешнем сходстве, были другие мотивы и своя правда; и не в том, что поселок «Речник» плохо походит на место, где живут только простые работяги. Создатели картины так и не избавились от вековых предрассудков, изобразив простых людей преступниками, которые сами не откажутся от своего занятия. На здравый смыл не повлиял даже опыт 6 мая, когда ОМОН на Болотной брал всех в кольцо без разбору по классовой принадлежности.
Пушкин был духовно близок декабристам, и, безусловно, их взгляды на общественный порядок соответствовали мировоззрению писателя. Со школы нас учили, что восстание на Сенатской площади не увенчалось успехом из-за того, что к нему не привлекли народ. Однако в тот день в центре Петербурге так называемой черни было больше, чем военных с обеих сторон. И народ в своей общей массе симпатизировал восставшим, в том числе активно — бросая поленья и камни, а также стаскивая с лошадей гвардейцев. Но мятежники в лице предводителей не хотели задействовать широкие людские массы, считая, что это может привести к хаосу. В итоге и сами восставшие потерпели неудачу и Россия не получила конституцию, что тяжело аукнулось почти столетием позже, не считая отсталости, в которую мы погружались все это время. На той же Сенатской площади первый выстрел из пушек картечью произвели над головами восставших, в чернь. В итоге, в тот день простого народу погибло больше тысячи человек, тогда как лиц во фраках и шинелях — 39. Чернь куда больше положила жизней, чем те, кто в ее интересах пытался свергнуть императора. Но пренебрежение к простому люду у образованных людей все равно осталось. Было оно у Пушкина и не только в «Дубровском», но и в «Капитанской дочке». Бытует это мнение до сих пор, когда избавление нации видят в свержении режима законными методами руками белых воротничков.
Когда авторы фильма «Дубровский» говорят о бунтах в России в СМИ для хипстеров, для кого в первую очередь предназначено кино, то делают они это так: «Я, конечно, не хожу и не говорю друзьям, что ничего не надо делать, что бунт не имеет смысла… Но когда начинаешь копаться в истории и гадать, как все это может закончиться, то понимаешь, что только так: все умрут». Поэтому новый фильм если не реакционен, то уж точно не идет вперед, учитывая опыт протестной деятельности прошлых лет да и целых столетий. Создатели кинокартины могли продолжить замысел Пушкина, воплотив в жизнь его план последующего развития сюжета неоконченного романа. Согласно одной из версий, Дубровский уезжал за границу. Затем умирает князь Верейский и главный герой возвращается под видом англичанина. Возможно, в беловортничково-гламурной версии это смотрелось бы превосходно. Увы, нынешняя Россия не может ждать заморских избавителей, как и физической смерти всех против воли с нею повенчанных…