От факта появления второй части франшизы «Голодные игры» уже нельзя просто уклониться или отвертеться. Если первый фильм, вышедший год назад, можно было отнести к протестному направлению, то новая картина — это революция в чистом виде. И дело не в абстрактном месте действия — постапокалиптическом государстве Панем, находящемся на территории Северной Америки. Всё, что показано в ленте, связано с состоянием нынешних США, и столкновения, разворачивающиеся на экране, уже несколько лет происходят в реальной жизни.
Героиня фильма Китнисс Эвердин год назад победила в Голодных играх — смертельном состязании, где выживает лишь один. Ее противниками были представители дистриктов — районов государства Панем, управляемого из Капитолия. Победа девушки, добытая неожиданным способом, вдохновила жителей на протесты. Желая остановить разгорающийся бунт, президент Сноу объявляет новые Голодные игры, в которых должны встретиться победители прошлых лет, включая Китнисс.
Ошеломляющий успех первых «Голодных игр» стал неожиданным даже для его создателей. Зародившуюся франшизу по инерции сравнивали с «Сумерками», хотя новый фильм собрал в два раза больше, чем стартовая лента про вампиров. В 2012-м в США только в кинотеатрах «Голодные игры» посмотрело более 50 миллионов зрителей. По выручке за год фильм уступил лишь «Мстителям» и триквелу Нолановского Бэтмена. Это подтверждает созвучие идей картины настроениям массового зрителя. О «Голодных играх» высказался Обама и даже президент России Дмитрий Медведев. Последний назвал ленту «посредственным голливудским блокбастером», сравнив с голодовкой Шеина в Астрахани.
Фильм достаточно близок к тексту первоисточника — серии бестселлеров, выходивших с 2008-го по 2010-е годы. Писательница Сьюзен Коллинз придумала мир голодных, вдохновившись просмотром репортажей из Ирака и скрестив это с телешоу. После впечатляющего успеха первой картины, в следующую часть франшизы студия смогла вложиться более серьезно. В проект был приглашен новый режиссер — Фрэнсис Лоуренс («Я — легенда»), который по собственным словам, реализовал самую масштабную постановку в своей карьере. Бюджет вырос почти в два раза, а в некоторых сценах специалисты по спецэффектам орудовали пятью с половиной миллионами литров воды. В итоге новый фильм вышел куда крепче, слаженней и лучше первой части. К блестящему актерскому составу из Дженнифер Лоуренс, Дональда Сазерленда, Вуди Харрельсона и Элизабет Бэнкс, добавился Филип Сеймур Хоффман. Впечатляет работа художников и стилистов, превративших отдельные фрагменты в подиум буйных идей моды.
«Голодные игры: И вспыхнет пламя» были бы очередной картиной-антиутопией, если не навязчиво повторяющийся мотив революции. Массовые беспорядки, пожалуй, главная действующая сила сюжета, которой подчинены действия героев. Радикальный протест структурирован по классовому признаку. Жители богатой метрополии — Капитолия в вычурных, нарочито безвкусных помпезных костюмах проводят время в забавах и развлечениях. В то время как в бедных дистриктах голодают, в столице на роскошных балах пьют рвотное, чтобы попробовать как можно больше блюд. Помимо твердой руки силовиков, окраины обрабатывают телезрелищами. Но каждое попадание в кадр Китнисс Эвердин, пусть даже в гламурных шоу, лишь множит протест. У президента Панема лишь одна надежда на усмирение бунта — выставить девушку в плохом свете на Голодных играх, где ее шансы выжить ничтожно малы, учитывая административный ресурс. Но даже правитель не до конца способен оценить масштабы массового неповиновения…
Новый фильм в своем революционном пафосе гораздо убедительнее, нежели «V, как вендетта», уповающая на анонимов-одиночек. При всей левой гамме настроений некоторых звезд Голливуда, трудно представить, что такая картина как «Голодные игры: И вспыхнет пламя» могла возникнуть лет пять назад и при этом была бы столь востребована у публики. Причины появления такого необычного для сплоченного патриотического общества сюжета кроются в политической конъюнктуре.
Исполнитель роли президента-деспота Дональд Сазерленд в своем интервью «Гардиан» затронул тему революции в новом фильме. Семидесятивосьмилетний актер надеется раскачать молодое поколение вышедшими и двумя последующими картинами «Голодных игр». Сазерленд относит себя к тем, кто в 1968-м восстал против системы и надеется, что подобное произойдет в ближайшие годы. Он негативно относится к уходу крупных корпораций от налогов, сворачиванию отдельных социальных программ, а также общей политической аморфности молодежи. Гражданин Канады Сазерленд считает уместным участвовать в политической жизни страны, где он платит много налогов. Актер горячо поддерживает президента Обаму, пришествие которого в 2008-м связывал с достижением идеалистической «революционной идеи демократии». Сазерленд часто упоминает движение «Захвати Уолл-Стрит!» как важный опыт разумного противостояния системе и возможную альтернативу двухпартийной схеме.
Президент Барак Обама за некоторые свои реформы получил прозвище «социалист». Отстаивая законопроект обязательного медицинского страхования, он напирал на обеспечение беднейших слоев услугами, ранее им недоступными. В глазах общества Обама представал в образе защитника бедных. Эта риторика дошла до радикального противостояния в символическом поле, где противниками курса Белого дома в риторике предвыборной гонки стала обеспеченная часть населения. В гипертрофированных образах политтехнологи выставляли это как войну бедных против богатых. Консервативную страшилку подобного столкновения можно увидеть в фильме прошлого года «Темный рыцарь: возрождение легенды», снятого не без оглядки на избирательную кампанию. Под последние выборы президента США предполагался выход несостоявшейся картины Вачовски про нео-Робин Гуда, роль которого должен был исполнить Уилл Смит, близкий друг Обамы и его киноальтер-эго. Поэтому сюжет «Голодных игр» как нельзя кстати вписывается в идеологическое сопровождение политического курса нынешнего главы государства. И судя по непримиримому сопротивлению республиканцев законодательным инициативам Обамы в области медстрахования, битвы еще далеко не закончены. Движение «Захвати Уолл-Стрит» здесь не лишнее, так как его цели созвучны, хотя, местами, и радикально, некоторым направлениям социально-экономической политики кабинета Обамы. Популяризуя левый протест такими картинами как «Голодные игры», студии сдвигают массовое восприятие в сторону неприятия крупных корпораций и свободного рынка, попутно уменьшая влияние сил консервативно-либерального толка.
Что же остается простому зрителю, далекому или пока не вовлеченному в политическое осмысление действительности? Люди видят протест, проникаются им и это не может не дать всходы в будущем. Схожие рефлексии ждут зрителя, живущего за пределами Северной Америки. Особенно это будет эффективно в государствах, в своем нынешнем виде напоминающих Панем. Россия тоже входит в число подобных стран, причем чуть ли не под первым номером. Такая же сырьевая экономика, богатая метрополия и бедное население окраин, как в мире «Голодных игр». В общем, все на просмотр этого важного для каждого из нас фильма! «Помни, кто твой настоящий враг!» — слоган картины «Голодные игры: И вспыхнет пламя».