Новое кино с социальным высказыванием отличается от старого прежде всего тем, что если в новом авторы могут позволить себе провести разве что критику капитализма («Ограбление казино») или в иносказательной форме позволить себе голливудское марксистское высказывание («Аватар»), то в старом, напротив, можно было увидеть левую идею в чистом виде. Конечно, в новом кинематографе также обращаются и к левым политическим движениям ХХ века, но только в качестве ретроспективы — и то чаще всего, чтобы показать моральный облик левых без прикрас, по обыкновению делая акцент на левом радикализме. Наверное, одним из самых интересных старых фильмов с политическим содержанием можно было бы назвать «Мне интересно: желтая версия» 1967 года Вильгота Шёмана, ученика Бергмана. Вместе с картиной «Мне интересно: синяя версия» 1968 года это кино составляет режиссерскую дилогию.
Шведский кинокритик Дэниэль Экерот в своей замечательной книге «Swedish sensationfilms» (2007) называет это кино в числе двадцати самых важных шведских фильмов всех времен. Важно обратить внимание на то, что книга «Swedish sensationfilms» посвящена главным образом весьма специфическому кинематографу — тому, где много секса и насилия. Обычно такое кино называют exploitation. Все знают, что снятых в таком духе фильмов у шведов совсем не мало. Однако, «Мне интересно: желтая версия» определенно очень плохо вписывается в традицию шведского кино в стиле exploitation, даже с позиций сегодняшнего дня.
Нужно сказать, что из себя представляет фильм. Режиссер — Вильгот Шёман собственной персоной — находит молодую девушку Лену, чтобы та стала главной героиней его фильма, посвященного современным социальным вопросам в Швеции. Большую часть картины Лена пристает к прохожим на улице, выспрашивая у тех, можно ли назвать шведское общество классовым, и что респонденты думают о движении ненасилия. Но это в документальном кино. В жизни, то есть во второй сюжетной линии ленты, Лена на самом деле безразлична к политике, потому что ее интересуют исследования собственной сексуальности. Почему «Мне интересно: желтая версия» попал в книгу «Swedish sensationfilms», так именно потому, что публика, фильтруя все политическое содержание фильма, акцентировала внимание исключительно на второй сюжетной линии, то есть на сексуальном аспекте картины. Фильм в Швеции благодаря этому мгновенно приобрел культовую репутацию, и очень скоро им заинтересовался и международный кинорынок.
Поскольку картина была снята в 1967 году, постольку ее эротическое содержание в целом можно было бы на тот момент назвать непристойным, особенно для американского общества. Дело в том, что картину первым делом — в 1969 году, когда она уже стала хитом в Швеции — постарались привезти в США и там демонстрировать в разных кинотеатрах, что породило целую волну скандалов и судебных разбирательств. В книге Дона Соувы «125 запрещенных фильмов» можно прочитать про историю запретов и преследований этого фильма в США. Там можно прочитать про то, как издатель Барни Россет, до того бившийся в суде за ввоз в Соединенные Штаты романов «Тропик рака» и «Любовник леди Чатерлей», пытался импортировать в Америку и фильм «Мне интересно: желтая версия».
Главным образом, спорили о том, можно ли считать ленту непристойной, или же она имеет какую-то социальную ценность. Хотя, очевидно, социальное содержание мало кого тогда интересовало. Вместе тем, любопытно, что и «эротическая» сюжетная линия имела свой социальный срез. У молодой девушки было двадцать три партнера, и только после девятнадцатого она стала наслаждаться сексом. Лена пытается обрести свободу через сексуальное раскрепощение. В итоге оказалось, что она заболела чесоткой, равно как и ее партнер.
Скандальным фильм считается именно благодаря отрывкам, посвященным сексу, нежели социально-политическому содержанию. А ценность фильм имел, вне всякого сомнения. Все эротические сцены начинаются только через сорок минут. Тем более, надо сказать, эротического содержания по сегодняшним меркам там чрезвычайно мало. В первой половине картины Лена берет интервью на улицах у прохожих, интересуясь, обладают ли мужчины и женщины равными возможностями при устройстве на работу, существует ли разрыв в зарплатах между людьми с высшим образованием и без него, в чем смысл пацифистского движения, как относятся шведы, приехавшие с отдыха из Испании, к тому, что они недавно посетили страну с диктаторским режимом.
Героиня все время ведет воображаемый диалог с Мартином Лютером Кингом, пытаясь оправдать его доверие в качестве активного члена общества. В первой же части мы наблюдаем молодого поэта Евгения Евтушенко, приехавшего к шведским социалистам прочитать свои революционные стихосложения. Он подходит к микрофону, но тот отказывается работать. Евтушенко смущается, долго ищет работающий микрофон, а потом, решив высказаться без микрофона, обращается к молодой аудитории: «Если эти люди, будут организовывать революцию так же, как сегодняшний вечер, никакой революции у вас не будет!».
Грубо говоря, сегодня, через сорок пять лет после того, как фильм увидел свет, он в некотором роде остается интересным благодаря именно своей документальной хронике. И как это ни парадоксально, в настоящий момент эротическое содержание этого кино, благодаря которому оно и стало популярным, утратило актуальность, в то время как политическая часть выглядит наиболее интересной. Западная компания «Criterion», которая выпускает важные для истории кино фильмы в прекрасном качестве и со многими дополнительными материалами, не так давно сделала релиз и этого фильма, что в некотором отношении возродило интерес к нему.