Фильм режиссера и сценариста Стивена Сильвера, снятый в 2010 году, наконец, выходит в российский прокат. Строго говоря, Сильвер — режиссер-документалист, и это многое объясняет. Картина снята по реальным событиям. В основу легла история четырех выдающихся фотожурналистов из так называемого «The Bang-Bang Club», описанная в автобиографической книге Жоао Силва и Грега Мариновича. Так называемого, потому что никакого клуба на самом деле не было, просто фотографы в корне не согласились с заголовком статьи, где их назвали скабрезным словцом папарацци. И тогда неугодное слово в названии было заменено на вполне нейтральное «клуб».
Почти десять лет Сильвер вынашивал идею создания фильма о талантливом фотожурналисте Кевине Картере, сделавшем душераздирающий снимок голодающей суданской девочки. Картер получил за этот снимок Пулитцеровскую премию, а через год покончил с собой. В ходе работы над материалом Сильвер вышел на друзей и коллег Картера, и история оказалась намного глубже и сильнее. Фоторепортеров было четверо, и мир знал их как «Клуб безбашенных». Райан Филипп, Тейлор Китч, Франсуа Ротенбаш и Нилс ван Джаарсвелд вполне гармонично вошли в роли знаменитой четверки.
Южная Африка. В разгар гражданской войны в период падения режима апартеида четыре молодых отчаянных фоторепортера лезут в самое пекло межплеменных конфликтов и, как следствие, извлекают из этого пекла самые горячие снимки. Еще вчера никому не известные, сегодня их работы на обложках самых влиятельных и известных мировых изданий, а двое из них получают за свои работы, ни много ни мало, Пулитцеровскую премию. Их снимки обошли весь мир, а имена Кевина Картера, Кена Остербрека, Грега Мариновича и Жоао Силва стали синонимами военной новостной фотожурналистики начала 90-х.
Картина «Клуб безбашенных» о работе фоторепортеров, чьи снимки балансируют на грани цинизма и беспринципности и сумасшедшего героизма. Грег Маринович получает своего Пулитцера за снимок горящего человека, которому наносит удар мачете член Инкаты (зулусская Партия Свободы Инката оппозиционная Африканскому Национальному Конгрессу). Самой знаменитой фотографией Кевина Картера становится снимок голодающей суданской девочки, упавшей по пути к гуманитарному лагерю. За спиной девочки застыл стервятник в ожидании своей добычи. Эти снимки шокировали весь мир. Кто эти люди, которые могут делать такие снимки? Кем надо быть: человеком без нервов и эмоций, охотящимся за выдающимся кадром или сверхчеловеком, способным противостоять собственным чувствам ради великой цели? Даже после просмотра фильма сложно ответить однозначно на этот вопрос.
У ребят и вправду было не все в порядке с чувством самосохранения. Они шли под открытый огонь ради одного гениального кадра. В то время, когда судьба страны решалась на уровне большой политики, они не стремились запечатлеть встречи политиков в комфортных кабинетах, подписание актов и документов. Они были там, где шла война. Они снимали жестокость и несправедливость, смерть и насилие, детский голод и человеческую боль. Единственное, что они могли изменить в мире — это показать ему его собственное лицо. И это им удалось. Их взлет был головокружительным. Но тем, кто не согласен с происходящим вокруг, всегда приходится платить двойную цену. Кен Остербрек гибнет во время перестрелки за девять дней до первых демократических выборов в Южной Африке, в той же перестрелке тяжело ранен Грег Маринович. А спустя два месяца Картер кончает жизнь самоубийством.
Фильм привлекает своим минимализмом, как в сценарии, так и в съемках. Нужно отдать должное его режиссеру. Казалось бы, история не для слабонервных, и будь это продукт голливудского происхождения, то не обошлось бы без типичного надавливания на слезные железы зрителя. Кино сложно назвать игровым, получилось нечто среднее между игровым, документальным и авторским. Режиссер здесь лишь беспристрастный наблюдатель. Он не выворачивает сюжет наизнанку, не разжигает ненужные страсти по поводу и без него. И, возможно, именно от подобного гиперреализма становится по-настоящему страшно. Перед нами оголенная история, еще одна кровавая драма из бесчисленных драм ХХ века. История преломляется через объективы профессиональных фотографов. Перед нами их непростые будни, кусочки их жизней, внутренняя борьба и попытки справиться с пережитым. Четыре года совместной работы этой четверки — это финальная битва в борьбе за освобождение народа ЮАР. Все четверо шли к одной цели — рассказать миру о трагедии в Южной Африке начала 90-х. Они добились цели ценой собственных жизней. И это их личная победа в доселе скрытой от мира войне.
В разных странах фильм выходил в прокат под разными именами: в Аргентине — «Фотографы смерти», в Бразилии — «Репортеры войны», для французского зрителя название построено на игре слов «Снимки (они же выстрелы) войны», в Швеции он известен как «Невидимая война». Невозможно сказать, что какое-то название в меньшей мере раскрывает проблематику картины. Парни из «Клуба безбашенных» стали фотографами смерти, они были репортерами войны, но не просто войны, а той невидимой войны, той страшной войны, к которой другие боялись подойти даже близко. И если считать удачей, что они смогли подойти вплотную к смерти, сконцентрироваться, поймать удачный ракурс и при этом не погибнуть, то да — им повезло. И картина об их «везении» удалась!