В прошлом году в рамках проекта левоинтеллектуальной французской ассоциации «Пространства Маркса. Ставки и дебаты» вышла в свет коллективная научная работа французских ученых «Радикальные левые в Европе». Авторы монографии: доцент современной истории Руанского университета Жан-Нюма Дюканг, профессор политических наук, преподающий в Университетском Лондонском колледже Филии Марльер и редактор журнала «Савуар/ажир» Луи Вебер. Все трое ученых являются людьми левых взглядов, вовлеченными в общественно-политическую жизнь Западной Европы. Но это обстоятельство вовсе не делает рецензируемую работу необъективной. Авторы достаточно здраво, реалистично и, вместе с тем, с большой заинтересованностью походят к состоянию дел в левом антилиберальном движении современной Европы.
Jean-Numa Decange, Philippe Marlière, Louis Weber. La Gauche radicale en Europe. Éditions du Croquant, Broisseux, 2013
В условиях, когда в Европе — при сохраняющемся на всех уровнях принятия решений в Европейском Союзе (ЕС) и большинстве входящих в него стран господстве консервативных сил — наметился определенный наклон влево, представляется крайне интересным проанализировать роль и место тех сил, которые на современной политической «шахматной доске» находятся слева от социал-демократов и зеленых. Во ведении авторы, оправдывая название своей книги, отмечают, что речь в ней пойдет о тех политических силах, которые отвергают капиталистическую систему и социал-либерализм. «Антикапитализм, выражается ли он в систематической форме, или более туманным и идентифицирующим образом, остается чертой этих партий», — говорится во введении. Но поскольку в общей сложности таковых партий и движений в странах ЕС авторы насчитали порядка 60 единиц, в монографии фундаментальное внимание отводится тем политическим силам левого фланга, которые имеют влияние и парламентское представительство в своих государствах.
Работа делится на три главы. В первой («Состояние дел») вкратце оценивается европейский левый политический пейзаж; и в этой части работы выявляются основные партии в национальных государствах Европы, принадлежащие к радикальным левым. Автором этой главы является Л. Вебер. В начале главы отмечается, что прежде всего речь в работе пойдет о партиях, представленных в Партии европейских левых (ПЕЛ) и в Альянсе северных зеленых левых (АСЗЛ), а также политических силах левой ориентации, представленных в Европейской объединенной левой — Северной зеленой левой депутатской группе в Европейском парламенте. Соответственно, в начале главы дается характеристика всем этим трансъевропейским субъектам, равно как на сегодня практически парализованной Европейской антикапиталистической левой и международной сети политических фондов, аффилированной с ПЕЛ — «Трансформ!». В работе показывается, что на сегодня в Европе самой влиятельной международной политической организацией, объединяющей большинство сил, относимых к радикальной левой, можно признать именно ПЕЛ.
Далее речь идет о характеристиках отдельных политических партий, действующих на национальном уровне. При этом авторы предупреждают, что основное внимание они уделяют двум группам государств: «скандинавским странам, где радикальные левые представляют некоторое количество общих характерных черт, и страны Юга, где радикальная левая зачастую более фрагментирована, но присутствует в дебатах и имеет в последние годы, кроме Италии, значительные электоральные результаты». Кроме того, пристальное внимание авторы уделяют деятельности радикальных левых в Германии, Франции и Голландии. Особенное внимание в первой главе отводится эволюции электоральных результатов левых антилиберальных сил и специфике их роли на национальной политической сцене.
За вторую главу «Некоторые исторические отметки» основную ответственность в авторском коллективе несет Ж.-Н. Дюканг. Данная глава поделена на четыре исторических параграфа. Автор сначала вкратце показывает исторических предвосхитителей социал-демократии, затем анализирует деятельность марксистских партий в период Второго Интернационала, затем касается особенностей развития радикальных антикапиталистических сил в межвоенную эпоху и, наконец, последний параграф посвящает кризисам и реконфигурациям в европейском левом движении в 1940-е — 1980-е гг.
Ж.-Н. Дюканг показывает, что на протяжении ХХ в. радикальный антикапиталистический заряд несли в себе представители самых разных левых культур — сталинисты и неосталинисты, радикальные левые социалисты и социал-демократы, троцкисты, анархисты, радикальные зеленые, еврокоммунисты. При этом зачастую они имели совершенно разные точки зрения по важнейшим внутри- и внешнеполитическим вопросам, по-разному относились к вопросу о единстве левых сил. Делается в целом справедливый, соответствующий истине вывод о том, что на нынешнем этапе европейские радикальные левые силы происходят преимущественно из трех источников: «это «официальные» коммунистические партии, некогда связанные с близким к СССР «международным коммунистическим движением», крайне левые (диссиденты из коммунистических партий, троцкисты, маоисты…) и новые экстрапарламентские левые (иногда по происхождению экологические движения), наконец, левые течения и иногда осколки от социалистических или социал-демократических партий». При этом авторы убедительно показывают, что европейские радикальные левые претерпели очень серьезную организационную и политическую эволюцию за последние десятилетия.
Очень интересной и ценной представляется третья глава «Совпадения и разногласия», в которой Ф. Марльер пытается проанализировать общие для европейской радикальной левой вызовы организационного, программно-политического и электорального планов, рассмотреть отличия в подходах основных антикапиталистческих левых сил к европейской интеграции. В этой главе показывается, что вначале XXI столетия радикальная левая в ЕС далека от состояния упадка, хотя в общем и целом в Западной Европе радикальные левые партии уступают по электоральному потенциалу социал-демократам и — зачастую — экологистам. Делается совершенно справедливый вывод о том, что «радикальная левая сделала выбор в пользу парламентского пути к социализму»; и в данной связи анализу подвергается разнообразная, часто противоречивая электоральная тактика левосоциалистических и коммунистических партий Европы, когда — в зависимости от конкретных национальных условий — совершенно по-разному решается не только вопрос о возможности политического союза с левоцентристами, но зачастую отношения собственно между радикальными левыми силами (в качестве примеров-«антагонистов» выделим Францию и Грецию) строятся по совершенно противоположным сценариям.
Согласимся с выводами, изложенными в заключительной главе работы, о том, что сегодня невозможно говорить об общей твердой идеологии для всех радикальных левых в Европе, но, вместе с тем, можно сделать вывод об общем антикапиталистическом дискурсе радикальных левых и их приверженности делу защиты социального государства. Также справедливым представляется вывод о том, что, несмотря на исторические разногласия по Европе, большинство относимых к радикальной левой политических партий не выступают сегодня против евростроительства как такового, но, в то же время, «только радикальная левая реально борется за идею социальной, солидарной Европы…».
Безусловно, необходимо констатировать, что книга «Радикальные левые в Европе» является весьма добротной, качественно выполненной и зрелой научной монографией по новейшей истории и современному состоянию европейского левого антилиберального движения. В то же время, переходя к замечаниям, выделим следующие моменты.
— В работе встречаются неточности и спорные моменты или недосказанности. Так, говоря о предшественнике ПЕЛ — Новом европейском левом форуме (НЕЛФ), авторы не сочли нужным хотя бы вкратце обратиться к его генезису, и в результате у читателей может создаться впечатление, что это объединение возникло в 1998 г, тогда как первые заседания НЕЛФ имели место еще в 1991 г. Говоря о Красно-зеленом альянсе в Дании, авторы всякий раз подчеркивают, что сегодня он трансформировался в интегрированную политическую партию. Однако. с учетом того, что Коммунистическая партия Дании и Социалистическая рабочая партия еще не распустились, скорее можно утверждать, что альянс представляет собой оригинальную форму децентрализованной, хотя и прочной коалиции радикальных левых сил. Не совсем понятно, чем руководствовались авторы, ставя Италию в число стран, где влияние радикальных левых в среднем более сильное, чем в других странах, а Ирландию, наоборот, относя к числу государств, где радикальная левая представлена слабо. Ведь при сопоставлении с результатами последних парламентских выборов в Ирландии (имея в виду результаты Объединенного левого альянса и партии «Шинн Фейн»), ситуация вырисовывается прямо противоположной.
— К сожалению, в работе очень кратко и схематично говорится о взаимосвязи радикальных левых партий современной Европы с профсоюзами и неправительственными организациями. Учитывая, что в последнее время Партия европейских левых взяла курс на укрепление этих связей в целом на европейском уровне, было бы очень интересно коснуться этих сюжетов на примерах действующих в Северной и Южной Европе более или менее влиятельных левых радикальных партий.
— Уже во введении авторы оговаривают, что объектом их внимания в монографии будут основные антикапиталистические левые партии, действующие в странах ЕС. Однако это алиби все-таки приходит в противоречие с названием книги, в котором говорится о радикальной левой именно в Европе. К сожалению, многие в Западной Европе, в том числе среди левых авторов, зачастую по факту считают, что ЕС и Европа — синонимичные понятия. Но в результате в книге мы ничего не находим не только по деятельности коммунистических партий стран-членов СНГ, но и по представленным в парламентах своих стран левосоциалистическим партиям в Норвегии и Исландии.
— Но если неупоминание о находящихся лева от социал-демократии партий, действующих вне пространства ЕС понять — исходя из задумки авторов рецензируемой книги — можно, то сложно объяснить, почему в работе не сказано о партиях, действующих в зоне ЕС. Например, о киприотской партии АКЕЛ и о хорватских лейбористах. Тем более, в данных случаях речь идет о партиях, представители которых участвуют в деятельности объединенной левой группы в ЕП и имеют собственные фракции в национальных парламентах.
— Игнорирование вышеназванных политических сил создает, на взгляд рецензента, одну серьезную проблему. Дело в том, что у читателя монографии «Радикальные левые в Европе» может создаться впечатление о том, что антилиберальные левые силы вследствие своей антикапиталистической парадигмы, находятся в состоянии жесткой оппозиции к существующим в Европе и отдельных ее странах порядкам. В общем и целом данная точка зрения правомерна. Однако, проигнорировав Партию коммунистов Республики Молдовы (ПКРМ) и АКЕЛ, авторы ни словом не обмолвились о том, что в начале XXI в. эти партии, принадлежащие по всем параметрам к семье радикальной левой (ПКРМ входит в ПЕЛ в качестве полноправного члена, АКЕЛ является партией-наблюдательницей), несли реальную ответственность за свои страны в качестве правящих. Но их политика, при всем видимом прогрессизме, не привела ни к каким радикальным разрывам с капитализмом и в итоге население Молдавии и Кипра отказало левым в доверии, вернув их в оппозицию. Когда на недавнем съезде ПЕЛ в Мадриде лидер греческой радикально-социалистической партии СИРИЗА Алескис Ципрас говорит о том, что «мы находимся в шаге от власти», указанные примеры следовало бы объективно и беспристрастно проанализировать, чтобы понять, какие ошибки антилиберальным левым не следует допускать в будущем, чтобы, находясь у власти, бесславно ее не растерять.
Данные комментарии, однако, не снижают ценность работы «Радикальные левые в Европе»; они направлены лишь на то, чтобы в дальнейшем более глубоко и критично продолжать изучение феномена современных радикальных левых в Европе и во всем мире.