Голдакр Б. Обман в науке. М.: Эксмо, 2010.
На современного человека постоянно обрушиваются потоки дезинформации. Уже непонятно, чему верить, а чему нет. Поэтому зачастую он верит почти всему или почти ничему не верит. Это верно и в отношении науки. С одной стороны, от науки ждут чудес, и проходимец, несущий наукообразный бред, всегда находит благодарного слушателя. Энергоинформационные поля, память воды, какая-нибудь волновая природа генома – ведь существование этих явлений доказали ученые! Или наоборот, часто можно услышать, что ученым верить нельзя, так как все они куплены и не терпят инакомыслия.
Словосочетание «британские ученые» стало мемом, выражающим недоверие к сенсационным или курьезным открытиям, о которых любят сообщать СМИ. Книга британского (да-да) автора Бена Голдакра, врача-психиатра и колумниста «», посвящена разоблачению дутых сенсаций, связанных с наукой страшилок и наукообразного шарлатанства. На русский язык название книги переведено как «Обман в науке», в оригинале же она называется Bad Science, то есть дословно – плохая наука. Так же называется и сайт Голдакра (очень рекомендую), часть статей с которого вошла в книгу. Автор подробно и с юмором анализирует проблемы современной науки и ее восприятия в общественном сознании. Достается многим: фармацевтическим компаниям, жуликам от науки, невежественным и падким на сенсации журналистам. В той или иной степени все эти темы до боли знакомы и русскоязычному читателю. Тут тебе и гомеопатия, и «память воды», супердиеты, чудесные биодобавки, антипрививочная истерия и прочее, и прочее. И это примеры не из России 90-х или нулевых, в которой, как считают некоторые, просто «неправильный капитализм», а из современной западноевропейской страны! Но как показывает автор, проблема недоверия к науке не является какой-то особенностью только Великобритании (или России, добавим мы). Он использует множество примеров, чтобы расширить понимание читателем научных принципов, статистики, человеческой психологии, эффекта плацебо и неблаговидных мотивов фармацевтических компаний или журналистов.
В обществе свободного рынка ученые конкурируют за финансирование, компании – за прибыль, а журналисты – за рейтинги и тиражи. Особенно это заметно в медицине, проблемам которой посвящена значительная часть книги. Крупные фармацевтические компании – так называемая Big Pharma, – подталкиваемые «невидимой рукой рынка», прибегают к сомнительным с этической и научной точки зрения методам. Ученые, чтобы получить финансирование, подделывают данные, рискуя репутацией. Журналисты искажают факты, раздувают сенсации и рекламируют шарлатанов. В итоге это создает запутанную ситуацию, когда наука, несмотря на множество замечательных достижений, часто не вызывает доверия, и люди обращаются к так называемой «альтернативной науке» и «альтернативной медицине», объявляя глобальное потепление, эволюцию и прививки надувательством и заговором.
Когда люди верят «ученым» и «экспертам», которым верить бы не следовало, но не верят настоящим ученым – это опасно. Как объясняет свою позицию относительно фарминдустрии и лженауки сам Голдакр: «То, что крупные компании дрянь, не означает, что волшебные бобы лечат рак». Так, показателен пример ЮАР, где проблема эпидемии стоит очень остро (в стране живет более шести миллионов ВИЧ-инфицированных). Президент Табо Мбеки отрицал связь ВИЧ и СПИДа, утверждая, что антиретровирусные препараты подрывают иммунную систему, а зараженным ВИЧ нужно просто есть больше фруктов и принимать витамины. Однако по-настоящему серьезной проблемой является не заговор врачей и производителей, а высокая цена препаратов и недостаточная профилактика СПИДа. Но Голдакр не просто списывает все на невежество диких африканцев, он объясняет, что проблема недоверия к западной науке и медицине обусловлена социально-историческими причинами – в данном случае колониальной историей Африки. Этот континент жестоко эксплуатировался развитым миром – сначала колониальными империями, а затем глобальным капиталом. В этом контексте конспирологические теории о СПИДе и западной медицине не являются полным абсурдом. Действительно, известны случаи, когда западные фармацевтические компании проводили опасные и неэтичные испытания лекарственных препаратов в Африке на людях. Поэтому в ЮАР ВИЧ-инфицированным активистам из организации Treatment Action Campaign фактически пришлось бороться на четыре фронта: против собственного правительства, против фармацевтических компаний, завышающих цены на препараты, против недоверия к западной медицине и против западных же (какая горькая ирония!) шарлатанов, продающих якобы чудодейственные витамины.
Противникам Голдакра удобно представить его как продавшегося Big Pharma врача, однако деятельность гигантов фарминдустрии он также подвергает острой критике. Например, он рассказывает о том, что производители препаратов изобретают болезни (сводя сложные и имеющие социальную природу проблемы к биомедицинским причинам) и вместе с «болезнью» продают «лекарство», которое в лучшем случае имеет эффект плацебо. Дети невнимательны, плохо усваивают школьный материал? Дайте им наши таблетки! В результате такие проблемы, как недостаточное финансирование школ, переполненность классов и плохая подготовка учителей отодвигаются на задний план. Происходит то, что автор называет медикализацией повседневной жизни, и этот процесс также имеет идеологический аспект. Компании не просто рекламируют препараты, по сути, они продвигают идею, что социальные проблемы можно решить фармацевтическими средствами. Ну а неолиберальному правительству удобно с этим согласиться. Ведь настоящее решение проблем не так зрелищно и менее прибыльно.