На небольших белых экранах — всенародно известные советские фильмы: «Девчата», «Королева бензоколонки», «Весна на Заречной улице», «Дело было в Пенькове», «Осторожно, бабушка!». На стенах третьего этажа МАММ — будто кадры из них: воодушевленные шахтеры, мастера сборочного цеха, колхозницы, ударники коммунистического труда. Глядя на обрамленное меховым воротником лицо мужчины с экстатической улыбкой и заснеженными ресницами, невольно задумываешься — что это за актер и в каком фильме он играл?
Однако кадр из фильма оказывается вовсе не кадром, а фотографией, сделанной Яковом Рюминым в Ухте зимой 1963 года. «Актером» оказывается начальник партии сейсморазведчиков А.И. Досканьянц, а «фильмом» — жизнь в СССР.
«Жизнь как праздник» — так называется выставка, приуроченная к 115-летнему юбилею старейшего общественно-политического журнала страны «Огонёк».
Экспозиция составлена из архивных снимков 1930-1970 годов знаменитых фотокоров «Огонька» — Дмитрия Бальтерманца (который возглавлял фотоотдел издания с 1965 по 1990 годы), Якова Рюмкина, Семёна Фридлянда, Исаака Тункеля, Андрея Новикова, Дмитрия Ухтомского, Анатолия Бочинина. В 1930-е, когда социалистический реализм охватил в том числе и искусство фотографии, задача корреспондентов заключалось не столько в фиксации действительности, сколько в ее создании и умелом режиссировании — съемки зачастую начинались с поиска реквизита и затягивались на несколько часов.
Порой конструирование мифов о советской реальности продолжалось и после съемок — как известно, Дмитрий Бальтерманц нередко совмещал снимок с фрагментами другого негатива, например, вырезал фигурки членов политбюро и расставлял их на мавзолее в соответствии с идеологическим замыслом.
Более трех сотен архивных снимков в МАММ группируются по секциям — «Труд как праздник», «Отдых как праздник», «Любовь как праздник», «Детство как праздник», «Творчество как праздник». Немногочисленную, но все-таки отдельную секцию «Единство как праздник» представляют фотографии, подсвеченные красными галстуками, знаменами и гвоздиками — с ноябрьских демонстраций, встреч космонавтов и съездов КПСС разных лет.
Фотокорреспонденты «Огонька» кропотливо выводили этот узор коллективных жизни и ежедневного празднования. Одни посетители будут наслаждаться открытостью советских лиц, мастерством построения кадра, искусством соцреализма, а точнее фотографией, не как документом, а как искусством. Других эти постановочные кадры, парадный глянец, вынужденный оптимизм и натянутая душевность заставят презрительно поморщиться, дескать, это ж чистое искусство, мимикрирующее под документ.
Однако, несмотря на всю свою псевдокументальность, эти кадры являются историей. С одной стороны — историей формирования визуального канона легендарного журнала «Огонёк», фотографии и обложки которого миллионы читателей бережно собирали в подшивку и которыми украшали стены своих коммуналок. С другой — историей лжи, которая порой может рассказать не меньше, чем правда.
«В современной России, — стране <…> улыбающихся рабов <…>, — отмечал Владимир Набоков в 1957 году, — перестали замечать пошлость, поскольку в Советской России развилась своя, особая разновидность пошляка, сочетающего деспотизм с поддельной культурой».
Выставка «Жизнь как праздник» наводит на мысль о том, что изменилось по прошествии полувека, а может и служить для тренировки чуткости взгляда при верификации подлинности
Несколькими этажами выше в МАММ представлены снимки, которые своеобразным эхом связывают викторианскую Англию с советской Россией. Кадры Джулии Маргарет Кэмерон, которая считается первой женщиной в истории фотографии, вопреки традиции фотографии того времени, представляют собой не фиксацию происходящего, а художественное произведение фотоискусства. Также как фотокоры советских журналов Кэмерон была хорошим режиссером, с той оговоркой, что она была первым фотографом-постановщиком — процесс съемки она превращала в театрализованное действие, продумывала сюжет, уделяла много времени работе с портретируемыми и созданию атмосферы вокруг героев своих фотографий. Так же как эстетика снимков фотокоров «Огонька» напоминает кадры советских фильмов, манера фотографического искусства Кэмерон близка живописи прерафаэлитов. Настолько, что порой забываешь, что перед тобой не картина, а фотография. Вот только если в своем искусстве фотографы изданий в СССР пытались создать на пленке образ светлого будущего советской идеологии, так как будто это «прекрасное далеко» являлось фактом реальности, Джулия Кэмерон создает свои художественные образы, чтобы, напротив — раскрыть подлинный внутренний мир своих моделей, которыми чаще всего становились члены семьи и друзья. Об этом революционном для викторианской морали шаге Кэмерон говорила в письме физику Джону Гершелю: «Я стремлюсь облагородить фотографию, привнести в нее дух и цели высокого искусства, объединив реальное и идеальное, и ни в чем не погрешить против истины, при всей возможной преданности поэзии и красоте».
Лирический взгляд художника и достоверность фоторепортера сочетаются в снимках патриарха французской фотографии, фотокорреспондента, а позднее и президента прославленного фотоагентства «Магнум» Марка Рибу, которые также можно увидеть в Московском доме фотографии в первые дни 2015 года. Среди кадров, снятых в период с конца 50-х годов XX века до наших дней, особое место занимают фотографии, которые классик сделал в 1960, 1962 и 1967 годах во время своих поездок в Советский Союз. Влюбленные, сидящие в сквере у Большого театра, москвички, шагающие с лопатами по заснеженной Красной площади, любители шахмат, наблюдающие за матчем между Михаилом Ботвинником и Михаилом Талем на доске, установленной снаружи Театра им. Пушкина, стоящий близ мавзолея мужчина, сурово косящийся в сторону камеры, — с зоркостью фоторепортера и в то же время деликатностью и трепетом художника Марк Рибу приближается к своим моделям. «Я разрывался между страхом слишком приблизиться к людям, но что-то иное заставляло меня подойти ближе, чтобы присмотреться», — как-то признался 91-летний Рибу. Под взглядом фотообъектива мастера, каждый из советских людей оказывался во власти его стремления к искренности и подлинности и освобождался от идеологии коллективного, обретая право на внутренний мир, который столетие назад так решительно искала в художественной условности Джулия Маргарет Кэмерон.
Экспозиция архива журнала «Огонёк» открыта в Мультимедиа Арт Музее до 15 февраля.
Выставки «Марк Рибу. Всемирный алфавит» и
«Джулия Маргарет Кэмерон (1815-1879)» — до 1 февраля.
До конца новогодних каникул все желающие могут посетить МАММ бесплатно.