Потрет — один из самых популярных жанров в фотографии. Сейчас это не только способ увековечить себя во времени, но и возможность создать собственный желаемый образ в глазах окружающих.
Выставка фотографий «В потоке времени…» раскрывает жанр портрета как уникальное повествование не только об истории фотографии и совершенствовании ее технических приемов. Собрание 84-х портретов, сделанных в течение ХХ столетия, — это история о времени и о том, как в течение века менялось отношение к мистической способности фотоаппарата запечатлевать реальность, наделять ее новыми смыслами или и вовсе — создавать их заново.
Первое, что видит посетитель при входе в зал экспозиции — последний портрет Мэрилин Монро, сделанный молодым фотографом Бертом Стерном для журнала Vogue. Тогда, в июле 1962 года планировалось, что фотосессия станет началом нового этапа в карьере актрисы. Через несколько недель 36-летняя звезда ушла из жизни. Задуманная публикация в Vogue стала некрологом, а спустя полвека 36 из двух с половиной тысяч снимков были проданы на аукционе Christie’s за 146 000 долларов.
В этом — двусмысленная магия фотографии, которая подкупает точностью воспроизведения действительности, но не гарантирует ее правдивости. Обманчивая достоверность, или — достоверная обманчивость. Превращение реальности в миф, и мифа в реальность. В этом — сила одного кадра.
Испанский искусствовед и куратор экспозиции Лола Гарридо купила первую фотографию для своей коллекции в 1986 году. Сейчас ее собрание насчитывает более семи сотен снимков.
История портретной фотографии уместилась в трех небольших залах и 84-х кадрах. В их числе работы таких мэтров как Ман Рэй, Анри Картье-Брессон, Эллиот Эрвит, Роберт Капа, Диана Арбус, Александр Родченко, Синди Шерман, Ирвин Пенн, Нан Голдин.
Ранние кадры еще несут в себе культуру XIX века, когда фотография не фиксировала реальность, а подражала живописи. Снимок 1865 года англичанки Джулии Маргарет Кэмерон «Пол и Вирджиния» с детьми, играющими главных героев популярной в то время сказки, — это лишь театральная иллюстрация.
То же касается и снимков известного пикториалиста начала ХХ века Эдварда Стейхена. Хотя они реалистичны по содержанию, но сама форма и уникальная техника автохрома, которая позволяла получить цветной снимок, сближают фотографии с картинами импрессионистов.
Новое отношение к объекту фотография приобрела в период между войнами — с расцветом модернистского искусства. Портреты актеров, певцов, обнаженных танцовщиц австрийского мастера Доры Каллмус — это портреты времени середины 1920-х годов с характерным для него стремлением к эмансипации, сексуальному раскрепощению, естественности. Но фотография по-прежнему не свободна от живописной манеры и элементов театральной постановки — изящно выверенных поз, манерности, частичной маскарадности, неестественности студийного антуража.
Стремление запечатлеть правду и сохранить подлинную ткань жизни выразили фотографы-документалисты 1930-1940х годов. Героев своих снимков они ищут на улицах, в тех частях города, которые скрыты от глаз благополучных обывателей — ночлежки, бордели, мюзик-холлы. В частности фоторепортеры Артур Феллин и Диана Арбус выбирают тех, кто, согласно, принятой морали, не достоин внимания, тех, кто не мог позволить себе быть запечатленным на пленку. Созданные ими портреты циркачей, проституток, трансвеститов, ставят под сомнение социальные нормы. На их фоне то, что раньше считалось реальностью, оказывается не более чем красивым парадным макетом.
В свою очередь социальные фотографы Роберт Капа (Андре Фридман) и Доротея Ланж производят революцию в документальных снимках, которые перестают быть лишь фиксацией событий. Они ищут моменты реальности, возводя человеческую боль в ранг эстетической формулы. Представленный на выставке портрет матери семерых детей Флоренс Оуен Томпсон из трудового лагеря переселенцев в Калифорнии, сделанный Доротей Ланж, стал олицетворением Великой Депрессии 1930-х годов.
Отказ от пафоса, эстетика мгновенных снимков и непостановочных кадров, интерес к конкретному человеку и моменту его жизни характерны и для Эллиота Эрвита. Едва ли не самый узнаваемый снимок фотографа «Калифорния» (1955) — поцелуй влюбленных, отражающихся в боковом зеркале автомобиля. Фотограф увековечил сотни быстротечных забавных, трогательных, счастливых мгновений чужих жизней, которые могли так и остаться незамеченными.
«Я думаю, что фотография — это искусство наблюдательности. Нужно найти что-нибудь интересное в самом обычном месте. Я понял: не важно, что мы видим — важно, как мы видим», — так формулировал свое кредо сам мастер. И эта формула объединяет все представленные на выставке работы, в какой бы роли их авторы ни выступали — живописцев, создателей легенд, репортеров, психологов, ловцов мгновений, сюрреалистов.
Играющий с классическими правилами портрета в духе постмодернизма современный фотограф Филип-Лорка ди Корсия, создавший пародийные псевдокументальные работы, столь же кропотливо выводит образ реальности, как легендарный документалист Анри Картье-Брессон и хроникер войны Роберт Капа.
Выставка фотографий «В потоке времени…» снимает с фотографии обязанность фиксировать действительность: снимок не слепок окружающего мира, а портрет — не посмертная маска. Портрет — утверждение изменчивости, непознаваемости и бесконечной загадочности природы реальности.
Выставка продлится до 18 января 2015
по адресу: Волхонка, д. 10