В ГЦСИ проходит выставка номинантов VIII конкурса современного искусства «Инновация» (учрежден в 2005 году, проводится при поддержке Минкульта). В небольшом пространстве на втором этаже представлены работы 25 претендентов на получение награды — по 5 лучших проектов в каждой конкурсной номинации, отобранных экспертным советом. Они борются за победу в таких разделах конкурса как «Региональный проект современного искусства», «Произведение визуального искусства», «Кураторский проект», «Теория, критика, искусствознание» и «Новая генерация». Создатель лучшего произведения визуального искусства получит 800 тысяч рублей, авторы лучшего кураторского проекта и лучшей искусствоведческой работы — по 500 тысяч, лучший региональный проект будет награжден суммой в 400 тысяч рублей, самый яркий представитель «Новой генерации» будет поощрен суммой в 200 тысяч рублей. Обладателю почетной награды «За поддержку современного искусства России» (Фонд Михаила Прохорова), что логично, денежная премия не предусмотрена. Также будет вручена специальная внеконкурсная награда за вклад в развитие современного искусства (она достанется живущему в Париже классику нонконформизма Эрику Булатову). Победители конкурса будут объявлены 9 апреля, а выставка открыта для посетителей до 5 мая.
В рамках отбора на конкурс поступило 310 заявок из 24 регионов России. Так как большинство проектов, представленных в различных номинациях, — состоявшиеся за прошедший год, в том числе в регионах, выставки, получить адекватное представление о них из показанного в ГЦСИ материала совершенно невозможно. Каждая выставка представлена либо единственным произведением, вырванным из общего художественного контекста, либо (для кураторских проектов) видео.
Однако при помощи такого обзора, тем не менее, удается составить некую общую картину происходящего в стране на ниве современного искусства. Так или иначе, здесь фигурирует большинство самых ярких арт-событий и арт-персон прошедшего года: от Арсения Жиляева, чья персональная выставка прошла в ГТГ, до Леонида Сокова, чья ретроспектива состоялась в ММСИ.
Политическая тематика если и представлена, то корректными общефилософскими работами вроде «Пространства борьбы» Владимира Селезнева о том, что все революции напрасны.
Еще одна тенденция: молодое поколение художников активно занимается осмыслением советского опыта и освоением приходящих в упадок индустриальных и культурных пространств и памятников советской эпохи, коих в провинции огромное количество (среди работ такого рода, например, покраска памятника Ленину — акция «Группировки ЗИП» и «Активистов КИСИ» из Краснодара, масштабная апокалиптическая инсталляция Ивана Плюща «Процесс прохождения» в заброшенном ДК и величественная, пронизанная космическим настроением работа Леонида Тишкова «Заброшенные утопии: коньковый завод»).
А еще «Инновация», как всегда, стремится к максимальной актуальности и широкому охвату жанров — в номинациях задействованы все популярные современные направления, такие как стрит-арт (выпускник философского факультета Radya из Екатеринбурга) и саунд-арт (проект «Тишина лжет» Дмитрия Морозова (::VTOL::), впервые показанный, точнее сказать — озвученный, в Никола-Ленивце), а гурманам на закуску от группы «Провмыза» достанется даже произведение в жанре оперы. В целом, на выставке в ГСЦИ представлен хорошо сбалансированный и взвешенный состав сюжетов и персонажей: всё чинно-благородно и нет места «некомильфотным» неожиданностям, как в 2011 году, когда один из призов достался арт-хулиганам из группы «Война».
В разделе «Произведение визуального искусства», помимо уже упоминавшихся «Пространства борьбы» Владимира Селезнева, «Конькового завода» Леонида Тишкова, оперы «Марево» и «Музея пролетарской культуры» Арсения Жиляева, присутствует интересный проект-размышление художницы Ани Желудь о судьбе и дальнейшем, послевыставочном бытовании произведений искусства с красноречивым названием «Последняя выставка» (это про то, что хранить работы художников в музее, по меньшей мере, эгоистично и неэкономично). Однако оценить по достоинству на экспозиции в ГЦСИ можно лишь три проекта из этой, заглавной, как надо понимать, номинации, тогда как масштабные «Музей пролетарской культуры» и «Последняя выставка» представлены в виде довольно трудно считываемых в общем нагромождении экспозиции фрагментов (логика организаторов, сгруппировавших выставки и отдельные произведения в одну номинацию и столь маленький зал, прямо скажем, не слишком понятна).
Региональные проекты, презентованные на выставке в качестве видеорепортажей на небольших экранах, и вовсе теряются среди разнообразия и габаритов других экспонатов, однако, проявив должную сметливость, любознательность и интерес к мелким деталям, можно обнаружить, что честь регионов представляют художники и выставки из Калининграда, Воронежа, Самары, Владикавказа и Екатеринбурга.
Провинция не обойдена вниманием и в пятерке кураторских проектов, в которую, помимо осуществленной в ММСИ Андреем Ерофеевым громкой выставки Леонида Сокова, вошли «Московский концептуализм. Начало» Юрия Альберта — экспозиция, показанная в Приволжском филиале Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде; выставка Яры Бубновой (Болгария) «Самое себя глаз никогда не видит» — основной проект 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства; яркий междисциплинарный проект Виталия Пацюкова, посвященный американскому композитору Джону Кейджу, который прошел сразу на нескольких столичных площадках — в Фонде «Екатерина», ГЦСИ, Московской филармонии, Консерватории и галерее «Система»; а также антикапиталистический и антиконсюмеристский проект «Президиум ложных калькуляций» Анастасии Рябовой, то ли иронически, то ли примирительно продемонстрированный в столичном «Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей».
За победу в искусствоведческом разделе конкурса символически сражаются авторы известные с авторами, известными во всех отношениях: в великолепную пятерку главных искусствоведческих событий года попала работа Екатерины Андреевой о советском нонконформизме, книга Александра Боровского о графике, сборник симпозиума, посвященного московскому концептуализму, под редакцией Бориса Гройса, философское исследование культурных сообществ Елены Петровской, а также сборник «Делать выставки политически» Московской кураторской летней школы под руководством Виктора Мизиано и Терезы Мавика. Печально, что заголовок-лозунг последнего организаторы настоящей выставки в ГЦСИ, видимо, по каким-то причинам не сочли для себя актуальным.