Выставка «Этот маленький мир» была показана в рамках Недели Датского дизайна в Копенгагене, а затем начала свое путешествие по странам Азии и Латинской Америке. Возможно, что по возвращении в Европу, ее покажут и в России.
Как известно, скандинавский и, как его часть, датский дизайн, очень популярны в мире. Однако выставка «Этот маленький мир» представляет не очередную звездную дизайнерскую команду, а пытается переопределить роль дизайна и дизайнера в изменившемся мире. Я побеседовала с одним из ее трех кураторов – Тиной Мидгард (Tina Midtgaard).
LifeCycle by Steen Ipsen
Тина, расскажите, пожалуйста, как родилась идея выставки «Этот маленький мир».
Дело в том, что скандинавский дизайн очень популярен во всем мире. Возможно поэтому, датские дизайнеры прибывают в некотором сонном оцепенении. «Мы самые лучшие, нас везде любят», – предполагают большинство из них. Между тем, мир, в котором мы живем, меняется. В ближайшее время нам предстоит решить такие сложные проблемы, как, например, изменение климата, социальное неравенство, а сделать это с помощью старых инструментов просто-напросто невозможно.
Почему же?
Потому что дизайн понимается как производство эксклюзивных вещей для богатых, а перед нами стоят иные, более сложные задачи. Суть в том, что нам необходим всеобщий «редизайн»: домов, предметов, городов и, главное, общественных отношений. Меняется самое главное – понимание роли дизайнера в современном мире. Сегодня дизайнер – это профессионал, способный справляться с конкретными проблемами и производить конкретные продукты. Нам же нужно нечто иное. Решение современных проблем требует кооперации людей совершенно разных профессий: политиков, инженеров, социальных работников, активистов и прикладных дизайнеров.
Наша выставка состояла из трех частей: Датский дизайн, Ремесло и Архитектура. Кроме того, мы разделили ее на несколько ключевых тем: Новое ремесленничество, Соразмерность, Нестандартные практики и Устойчивость. Мы хотели предоставить зрителям возможность увидеть различные варианты решения проблем, стоящих перед нашим… Маленьким Миром, и то, как изменилась роль дизайнера под воздействием как новых проблем, так и новых возможностей их решения.
Действительно, некоторые работы, представленные на выставке, сложно отнести к тому, что традиционно понимается под «дизайном». Я имею в виду, например, работу компании «Hatch & Bloom».
Да, это замечательные люди. Они предложили сделать работу, которую многие охарактеризовали бы как систему социального обслуживания. Это организация проекта доставки еды пожилым датчанам. Такие проекты – часть социального государства и они существуют в Дании уже много лет.
Муниципальные власти поручили «Hatch & Bloom» изменить не только и не столько оформление проекта, сколько дизайн общественных отношений между конкретными получателями помощи (пожилыми датчанами) и обслуживающими их учреждениями. Продуктом их работы стали совместные встречи и семинары с пожилыми людьми, изменившими саму суть обслуживания.
Буклеты и другая «дизайнерская продукция» (в общепринятом понимании дизайна) только зафиксировали произошедшие изменения. Таким образом, доставка еды превратилась в общественно значимый процесс – процесс общения. Описывая свою работу, «Hatch & Bloom» используют такие понятия как «дизайн участия», «антропология дизайна» и другие, достаточно неожиданные для «нормального дизайнера» понятия.
Похоже, что для многих дизайнеров, становится важен не конечный продукт, а процесс работы?
Да, именно так – процесс и, главное, процесс общения с клиентом, для которого все и предназначено. Клиент из объекта превращается в соучастника проекта.
Назовите ваш любимый экспонат на этой выставки.
It's yours!, 2009 by RACA
Мой любимый проект на выставке – датский флаг, сделанный из особой шелковой бумаги. Огромная стопка таких флагов лежала на полу, и каждый посетитель выставки мог при желании бесплатно взять один из них и унести с собой. Проект получился очень поэтичный и, одновременно, двусмысленный. Очень красиво – бесконечное количество тончайших флагов, которые уносят с собой посетители выставки. Но, как вы знаете, датские флаги сжигали по всему миру из-за скандала с карикатурами на пророка Мухаммеда, опубликованных в датской газете. Здесь вам предлагается сделать с флагом, по сути, что угодно: вы можете его сжечь, гордо повесить в своем доме, смять и выбросить или, свернув в три четверти, вечно хранить между страницами любимой книги. По-настоящему минималистичный дизайнерский проект и, одновременно, такую работу можно встретить на хорошей выставке современного искусства. Как видите, граница между дизайном, прикладным дизайном и современным искусством, а также архитектурой становится все более прозрачной.
Скандинавия известна своими демократическими традициями. Еще в средние века большинство горожан состояли в гильдиях ремесленников, а население имело гражданские права, парламент и право участие в политической жизни во времена, когда в других странах, например в Восточной Европе, жизнь была организована в жестко- феодальных рамках. Не это ли обстоятельство благотворно повлияло на расцвет скандинавского дизайна? Ведь дизайн – это вещи для всех, для демоса.
Мы гордимся своими традициями, в том числе и демократическими. Датские дизайн развивался в 50-ые, когда благодаря возможности массового производства недорогих вещей в дизайне произошла революция. Почти одновременно в Дании было введено понятие сбалансированного развития. У нас не принято производить мебель из дерева, привезенного, скажем, из Бразилии. Производство всегда должно было быть местным, материал необходимо использовать, если это возможно, натуральный и крайне экономно. Продукт, чье производство или использование создает материалы, которые сложно утилизировать, в Дании никогда не мог бы рассматриваться как профессионально сделанный или красивый.
Итак, основные направления дизайна будущего – это демократичность, внимание к экологии и дизайн не столько предметов, сколько общественных отношений. Приведите, пожалуйста, пример работы, которая одновременно удовлетворяет всем этим требованиям.
We are family by Ole Jensen and Claus Molgaard
Дизайн кушетки Ole Jensen and Claus Molgaard , на мой взгляд, в этом смысле является образцовым. Авторы проекта уделили огромное внимание экологичности материалов. И сам проект соединяет изящный минимализм со сложным использованием социальных контекстов. Кушетку можно легко разобрать на шесть матрасов и положить на них шесть человек. Такой объект важен прежде всего не сам по себе. Он – центр, вокруг которого могут выстраиваться общественные отношения.
This is the strucutre showing the 3 d prints of the exhibtition structure by Cita – Center for IT and architecture
Что для вас значит «де-стандартизация» («не стандартные практики»)?
Массовое производство доказало как свою прибыльность, так и полную неспособность поддержания сбалансированное развития. Постоянное перепроизводство, циклические кризисы – результаты таких практик. Одновременно, мы стоим на пороге технической революции. Компьютеризация и появления новых материалов позволяют дизайнерам производить вещи, которые можно назвать «индивидуально-массовыми». Мы понимаем, что сегодня таких продуктов мало и они дороги. В то же время, у нас нет никаких сомнений, что это и есть будущее дизайна.
3xN – Architects