Умозрительно-изобразительная инсталляция «Витя и зайцы». «Фрагма, Прагма и Энигма». «Т/о «Купидон» художников Юрия Альберта, Андрея Филиппова и Виктора Скерсиса. Выставка, которая недавно открылась на территории Проекта «Фабрика», заранее интриговала своим анонсом.
Текст анонса лучше привести целиком: «Какое название правильное? Что такое творчество? Зачем тыкать зеркало в лицо искусства? Как математический бред вспенивает логику смысловых искажений? В чем различие между пост- и метаконцептуализмом? Зачем все это нужно зрителям? И при чем тут зайцы? Вот такие вопросы встанут перед Вами на этой выставке».
Действительно, вопросов возникло много, и хочется добавить: зачем все это нужно художникам?
Выставка Альберта, Филиппова и Скерсиса – результат организации художников вокруг совместного проекта. Как рассказывает Юрий Альберт, они готовили ее около года, созваниваясь и переписываясь друг с другом. В итоге не смогли договориться, какое название лучше, и решили оставить все три. Все трое были ключевыми фигурами для неофициальной художественной среды 70–80-х годов: квартирные выставки (АПТАРТ), Клуб Авангардистов (КЛАВА), группа «Гнездо» (Г. Донской, М. Рошаль, В. Скерсис, 1974–1979), «СЗ» (В. Скерсис, В. Захаров) – явления, без которых нельзя помыслить неофициальное искусство того времени. Соавторство для некоторых из них было методом, противостоящим позиции старшего поколения, которая заключалась в создании индивидуального проекта одного автора. Сейчас художники сделали новую выставку, где каждое произведение само говорит об этом.
В экспозиции нет ни одного указания авторства, что подчеркивает ее коллективную динамику. При входе в зал зритель видит огороженный забором из деревянных досок небольшой участок, занимающий треть помещения. Изнутри забор покрыт надписями и иллюстрациями к ним: «Концептуальное искусство искусством не является», «Репин – кАзёл в лучшем смысле этого слова», «Вздёрнем Пушкина на корабль современности!» и т.д. Каждый сектор забора (автор – Виктор Скерсис) представляет собой отдельную концептуальную картину-объект. В этом огороженном дворе мы видим бассейн с водой, по которому плавает самодельная лодка-гроб. В гробу сидят зайцы, вырезанные из фанеры, покрытой белой эмалью, с усами из веника, а по воде плавают белые палитры-кувшинки. Авторство этой части инсталляции принадлежит Андрею Филиппову. Этот фрагмент, выступая своеобразной метафорой загробной жизни концептуализма, придает всей выставке какой-то хтонический ужас. Его подчеркивает слабое освещение, единственным источником которого являются фонари, развешенные по периметру забора, внутри и снаружи (тоже Филиппов). Вокруг одного такого фонаря на тонких лесках висят маленькие позолоченные фигурки ангелов.
В тусклом свете можно разглядеть другие надписи, на этот раз сделанные на традиционном холсте. В одном случае, это стерильно-белые «работы с текстами» Ю. Альберта 1981 года: «Эта работа должна быть такой, какие я буду делать через 5 лет Ю. Альберт, 1981», «Эта работа должна быть похожа на предыдущие Ю. Альберт, 1981», «Эта работа должна сочетать качества splashings Ричарда Серра и плоских скульптур Карла Андре Ю. Альберт, 1981» и т.д. В другом – «тяжелый» экспрессионистский ремейк этих работ, сделанный Скерсисом в 2008 году.
Под потолком размещены две бегущие строки Ю. Альберта. На одной транслируется пятичасовое описание не сохранившихся древнегреческих картин, а на другой – высказывание-комментарий, который одновременно относится как к творчеству самого Ю. Альберта, так и ко всей инсталляции в целом. На задворках инсталляции демонстрируется слайд-шоу из личных фотографий Юрия Альберта, на которых запечатлена поездка в Карелию: спуск на байдарках, грибы, костер и прочие походные сцены.
При условии, что ни одна работа не подписана конкретным автором, надо смотреть на всю выставку как на единое событие. Зритель не просто видит забор из досок, зайцев в гробу и надписи, а улавливает бесконечное множество отражений между всеми частями. Таким образом, связи между работами оказываются важнее самих работ.
Александра Галкина