rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
45

Масштаб диагностированных страдающих Патологическим накопительством растёт. Виноват ли капитализм?

125

Война на Ближнем Востоке: кто за кого?

211

О происхождении полиции

443

Болото российской школы

Главная Культура 2008 Декабрь «Концептуальное искусство искусством не является»

«Концептуальное искусство искусством не является»

Умозрительно-изобразительная инсталляция «Витя и зайцы». «Фрагма, Прагма и Энигма». «Т/о «Купидон» художников Юрия Альберта, Андрея Филиппова и Виктора Скерсиса. Выставка, которая недавно открылась на территории Проекта «Фабрика», заранее интриговала своим анонсом.

Текст анонса лучше привести целиком: «Какое название правильное? Что такое творчество? Зачем тыкать зеркало в лицо искусства? Как математический бред вспенивает логику смысловых искажений? В чем различие между пост- и метаконцептуализмом? Зачем все это нужно зрителям? И при чем тут зайцы? Вот такие вопросы встанут перед Вами на этой выставке».

Действительно, вопросов возникло много, и хочется добавить: зачем все это нужно художникам?

Выставка Альберта, Филиппова и Скерсиса – результат организации художников вокруг совместного проекта. Как рассказывает Юрий Альберт, они готовили ее около года, созваниваясь и переписываясь друг с другом. В итоге не смогли договориться, какое название лучше, и решили оставить все три. Все трое были ключевыми фигурами для неофициальной художественной среды 70–80-х годов: квартирные выставки (АПТАРТ), Клуб Авангардистов (КЛАВА), группа «Гнездо» (Г. Донской, М. Рошаль, В. Скерсис, 1974–1979), «СЗ» (В. Скерсис, В. Захаров) – явления, без которых нельзя помыслить неофициальное искусство того времени. Соавторство для некоторых из них было методом, противостоящим позиции старшего поколения, которая заключалась в создании индивидуального проекта одного автора. Сейчас художники сделали новую выставку, где каждое произведение само говорит об этом.

В экспозиции нет ни одного указания авторства, что подчеркивает ее коллективную динамику. При входе в зал зритель видит огороженный забором из деревянных досок небольшой участок, занимающий треть помещения. Изнутри забор покрыт надписями и иллюстрациями к ним: «Концептуальное искусство искусством не является», «Репин – кАзёл в лучшем смысле этого слова», «Вздёрнем Пушкина на корабль современности!» и т.д. Каждый сектор забора (автор – Виктор Скерсис) представляет собой отдельную концептуальную картину-объект. В этом огороженном дворе мы видим бассейн с водой, по которому плавает самодельная лодка-гроб. В гробу сидят зайцы, вырезанные из фанеры, покрытой белой эмалью, с усами из веника, а по воде плавают белые палитры-кувшинки. Авторство этой части инсталляции принадлежит Андрею Филиппову. Этот фрагмент, выступая своеобразной метафорой загробной жизни концептуализма, придает всей выставке какой-то хтонический ужас. Его подчеркивает слабое освещение, единственным источником которого являются фонари, развешенные по периметру забора, внутри и снаружи (тоже Филиппов). Вокруг одного такого фонаря на тонких лесках висят маленькие позолоченные фигурки ангелов.

В тусклом свете можно разглядеть другие надписи, на этот раз сделанные на традиционном холсте. В одном случае, это стерильно-белые «работы с текстами» Ю. Альберта 1981 года: «Эта работа должна быть такой, какие я буду делать через 5 лет Ю. Альберт, 1981», «Эта работа должна быть похожа на предыдущие Ю. Альберт, 1981», «Эта работа должна сочетать качества splashings Ричарда Серра и плоских скульптур Карла Андре Ю. Альберт, 1981» и т.д. В другом – «тяжелый» экспрессионистский ремейк этих работ, сделанный Скерсисом в 2008 году.

Под потолком размещены две бегущие строки Ю. Альберта. На одной транслируется пятичасовое описание не сохранившихся древнегреческих картин, а на другой – высказывание-комментарий, который одновременно относится как к творчеству самого Ю. Альберта, так и ко всей инсталляции в целом. На задворках инсталляции демонстрируется слайд-шоу из личных фотографий Юрия Альберта, на которых запечатлена поездка в Карелию: спуск на байдарках, грибы, костер и прочие походные сцены.

При условии, что ни одна работа не подписана конкретным автором, надо смотреть на всю выставку как на единое событие. Зритель не просто видит забор из досок, зайцев в гробу и надписи, а улавливает бесконечное множество отражений между всеми частями. Таким образом, связи между работами оказываются важнее самих работ.

Александра Галкина

Дек 12, 2008Рабкор.ру
12-12-2008 Культураискусство13
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Джакометти: скульптура, живопись, архитектураСкульптурные структуры Сола Левитта
  См. также  
 
Ленин и классическая культура
 
Кризис искусства
 
Автопортрет «вненаходимости»
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру